КЕДРОВЫМ ЛЕСАМ БУРЯТИИ ГРОЗИТ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
Сибирский шелкопряд атакует Окинский район
Центр защиты леса в рамках ежегодного лесопатологического мониторинга в Окинском районе при проведении учетных работ обнаружил огромные очаги сибирского шелкопряда. Хвоегрызущий вредитель уже захватил 16 тысяч гектаров лесов.
Мигрировал из Иркутской области
Как говорят лесники, для Окинского района это уже не первое нашествие вредителя.
- С 2011 года там был очаг, но в 2014 году он затух по естественным причинам, — говорит начальник отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга Центра защиты леса Бурятии Иван Кокорин. — Однако за эти четыре года шелкопряд уничтожил более девяти тысяч гектаров кедровых лесов. Спасти этот лес не было возможности из-за отсутствия финансирования.
В этом году во время обследования леса в Окинском районе вредителя застали, когда он находился в фазе гусениц. В среднем на одном дереве было подсчитано 200-250 гусениц, максимальное число, снятых с одного кедра, — 600. Эта зеленая армия объела кедры пока на 25 процентов, но есть угроза и сплошного уничтожения реликтового леса.
- Окинское лесничество в северной и северо-восточной части граничит с Иркутской областью, где действуют крупные очаги этого вредителя. Сибирский шелкопряд в стадии бабочки мигрирует на территорию Бурятии, это грозит возникновением новых локальных миграционных очагов и сплошным объеданием насаждений, — объясняет Иван Сергеевич.
Помимо Окинского района, вредоносный обжора замечен в Кижингинском районе (на лиственницах). В лесах Кижинги специалисты провели выборочное обследование на площади 373 га (примерно 500 футбольных полей). Оно показало, что сибирский шелкопряд встречается практически на всем обследованном участке. Кроны лиственниц оказались объедены на 12%.
В 2017 году на границах трех лесничеств, Селенгинского, Гусиноозерского и Джидинского, шелкопряд устроил настоящее пиршество. Вредителя обнаружили на деревьях лиственницы на общей площади 18 тысяч гектаров. В 2018 году зараженная площадь увеличилась еще на тысячу га. За отсутствием финансирования уповать приходится лишь на армию паразитов.
- При благоприятных условиях очаг возобновляется, со временем затухает. Кроме того, есть паразиты, регулирующие численность сибирского шелкопряда. Это, например, муха тахина. Она откладывает яйца в гусеницу шелкопряда, внутри нее развивается и в результате гусеница погибает, — рассказывает начальник отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга.
По словам Ивана Кокорина, росту популяции сибирского шелкопряда способствует засушливая погода, которая держится уже более 15 лет.
Вредитель любит жару
Любимое «лакомство» шелкопряда – кедр. Лиственница наряду с елью и пихтой тоже присутствует в меню, но не все деревья одинаково переживают эти объедания.
- Лиственница выдерживает до пяти объеданий и может восстановиться. Если весной ее объел шелкопряд, то летом появится новая хвоя. Кедр же при полном объедании не может восстановиться, дерево усыхает. Заходишь в такой лес и кажется, что он мертвый, — отмечает начальник отдела.
Сами по себе бабочки сибирского шелкопряда для леса и природы безвредны. Им еда не нужна. Зато гусеницы, едва вылупившись, начинают поедать хвою и расти. До окукливания им предстоит пройти шесть возрастов – пять линек. Пышущее здоровьем зелёное дерево кедра или лиственницы в считанные недели или даже дни может превратиться в корягу. Объев ближайшие деревья, гусеницы ищут новую пищу, они способны проползти до полутора километров.
Бороться с хвоегрызущим насекомым в Оке непросто. Во-первых, район труднодоступный. Специалисты Центра защиты леса могут заехать в леса только со стороны Иркутской области, и то на небольшую часть территории, соответственно обследовать район полностью не представляется возможным.
Для обследования большей части предгорьев Восточных Саян требуется авиационная техника и немалые деньги.
Во-вторых, борьба с шелкопрядом осложняется тем, что территория, облюбованная вредителями, входит в водосборный бассейн реки Китой с ее многочисленными притоками.
- Для проведения авиационной обработки существует ряд ограничений, в таких местах она запрещена Лесным кодексом, — говорит Иван Сергеевич.
Если в ближайшее время не предпринять меры, то есть вероятность, что Окинский район останется без кедра. А это уже вполне можно назвать настоящей экологической катастрофой местного масштаба.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.