Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

02.08.2023 13:33 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

"Выбор профессии – Родину защищать – был правильным"

Автор: Отдел по делам архивов администрации МО "Окинский район"

На боевой вахте

Токуренов Владимир Гармаевич родился 01 января 1943 года в с. Сорок, в семье тружеников колхозного хозяйства Токуреновых Гармы Жамбаловича и Янжибы Дамбиевны. Отец работал председателем правления колхоза «Коминтерн» Окинского аймака БМАССР, мать — разнорабочей в колхозе. В семье из шестерых детей, Владимир – старший и пятеро сестер: Нина,1946 г.р., Галина, 1949 г.р., Татьяна,1951 г.р., Людмила, 1954 г.р., Мария,1957 г.р.

В 1947 году отца Токуренова Г.Ж. решением Хошисполкома Окинского аймака БМАССР назначили на должность председателя правления колхоза им. Молотова, семья переехала в улус Синца, мать работала заведующей огородом, Владимир учился в Синцинской начальной школе. В конце 1952 года отец уволился с работы по состоянию здоровья, семья переехала в районный центр – с. Орлик, Владимир и младшая сестра Нина продолжили обучение в Орликской средней школе. Одноклассники и друзья Владимира Тулуев Климентий, Баторов Петр, Шорноев Борис, Шопхоева Елена, Марзаева Елена, Бугалова Энгельсина, Степанова Эмма, Бадмаев Эриджан, Иванов Геннадий. В школьные годы Владимир много занимался спортом, играл в хоккей с мячом, в волейбол, бегал на лыжах, играл с мамой в шашки и уголки, с дядей Доржо Гомбоевичем Дугаровым (журналист и фотограф) в шахматы, он научил его этой игре, увлек шахматами и фотографией, с отцом ходил на охоту и рыбалку… Очень любил природу малой родины.

После окончания Орликской средней школы (13-й выпуск) в 1961 году Владимир избрал самую мирную профессию, поступив на строительный факультет сельскохозяйственного института. На выбор профессии, возможно, повлиял отец Володи — Гарма Жамбалович, талантливый инженер – самоучка, построивший мосты через очень своенравные горные реки Сорок, Синца, Жомболок и Бурэнгол еще в 50-ых годах, которые на удивление земляков, простояли до 2000 года, а мост через реку Сорок выдержал небывалое наводнение 1993 года (обновили лишь опоры и перила). Ведь наводнение снесло дамбы и затопило Орлик, новый был сильно поврежден, и старый взял функцию работы на себя. Вот тогда и вспомнили окинцы своего талантливого Гарму Жамбаловича, который сам себе воздвиг памятник. Гарма Жамбалович был очень скромный, вдумчивый и неторопливый человек, принимал решение взвешенно. Володя по характеру очень похож на отца.

"Не знаю, что повлияло на него, но он круто меняет свой выбор и решает стать кадровым военным специалистом. Он поступает в Иркутское военное авиационно-техническое училище», — так писал его одноклассник Клим Дашеевич Тулуев, главный редактор газеты «Аха», в статье «Воинами становятся…» от 22 февраля 2003 года; статья «Мост через Сорок» от 23 сентября 1997 года.

В семейном архиве Владимира Гармаевича много фотоальбомов, на одном из них надпись: «01.06.1962 — 08.1965 гг. – курсант Иркутского военно-авиационного технического училища, г. Иркутск». Здесь фотографии, отражающие жизнь курсанта ИВАТУ. После окончания училища, Владимир пишет родителям: «…Училище окончил по первому разряду, получил специальность, по распределению попал в отделение морской авиации, выбрал как дальнейшее место службы – Военно-морскую авиацию Северного флота…».

Судьба так распорядилась, что более 30 лет Владимир Гармаевич прослужил в Военно-морской авиации Северного флота с первого дня и до ухода на пенсию. Из воспоминаний Владимира Гармаевича: «Я прошел путь от курсанта военного училища до командира авиационной боевой части первенца авианосного кораблестроения – Краснознаменного крейсера «Киев». Очень хорошо помню первое место службы в Заполярье (Кольский полуостров, военный городок Североморск-3 ∕Ваенга-3) . В то время там базировался ракетоносный авиационный полк, имеющий на вооружении самолеты ТУ-16. Затем, в 1968 году я получил назначение на ИЛ-38 – вновь сформированный противолодочный авиационный полк, с временным местом дислокации в г. Североморске-1. Далее, моя служба проходила в военном гарнизоне Федотово, Вологодской области. Узловой базовый военный аэродром в районе ст. Кипелово Вологодской области был местом дислокации 392-го отдельного Дальнеразведывательного авиационного полка авиации Краснознаменного СФ, имеющего на вооружении самолеты ТУ-95 РД. Здесь, в 1971 году сформировался отдельный дальний противолодочный авиационный полк – ТУ-142, вооруженный новейшими достижениями радиоэлектроники, аппаратурой обнаружения и уничтожения подводных лодок, в том числе и атомных.

За период своей службы прошел все должности, начиная с авиационного техника, далее – старший авиационный техник, начальник группы обслуживания самолетов и авиадвигателей, начальник ТЭУ отряда, бортовой инженер-инструктор корабля, старший инженер части, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной боевой части на ТАКР «Киев». Твоя биография – это упорный ратный труд. В 1976 году, мне было 33 года, я окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, что повысило мою ответственность и повлияло на продвижение по службе.

Полеты над морем – это полеты над безориентирной местностью, и поэтому они значительно сложнее. В открытом море на удалении от берега экипаж утрачивает связь с пунктами навигации и следует в назначенный район только по указанию штурмана. Во-вторых, мы работаем в тесном взаимодействии с кораблями, а именно с командирами кораблей и штабами морских сил. Эти взаимоотношения моряков и летчиков выстраивались в течении десятилетий. В-третьих, летные составы противолодочной авиации ежедневно отрабатывали и овладевали навыками обнаружения и уничтожения подводных лодок в самых удаленных морских районах.

Полеты с палубы корабля – самые тяжелые… Продолжительность полета составляла от 12 часов и выше, в зависимости от базового задания и загрузки (средствами поиска и уничтожения ПЛ). Вспоминаю эпизод учения в море: огромный самолет ТУ-142, с вращающимися винтами четырех двигателей на высоте 100 м., где-то в 50 м. от «острова» крейсера на контркурсе прошел рядом с нами, чем привел в неописуемый восторг всех участников выхода в море. Естественно, что подготовка летчика, способного совершать полеты с тяжелого авианесущего крейсера, дорогостоящая. Значимость палубной авиации очень велика. На фоне зарубежных коллег мы выглядели очень убедительно: у нас подготовленный летный состав, хорошая техника. На самолетах ТУ-142 в качестве бортового инженера-инструктора имею налет более 200 часов.

После перевода в ОДРАП в 1977 году инженером эскадрильи я обеспечивал полеты 392 ОДРАП. Уникальный самолет ТУ-95 РЦ (разведчик-целеуказатель), предназначенный для радиолокационной, радиотехнической и фоторазведки надворных целей и целеуказаний своим подводным лодкам и ракетным частям наземного базирования летал в различные районы Мирового океана на максимальную дальность 13400 км., работал по реальным морским целями устойчиво передавал информацию на командные пункты и кораблям флота. При этом максимальная продолжительность полета составляла 20х20.

Летный состав выполнял сложнейшие многочасовые полеты на боевую службу в различные уголки земного шара в интересах командования ВМФ.

Самолеты-разведчики бороздили просторы Пятого океана в районах Персидского и Бискайского заливов, Азорских Фолклендских островов Зеленого Мыса, совершали трансатлантические перелеты над Атлантикой с посадками на Кубе и в Гвинее-Конакре. В 1977 году после достижения договоренностей с Анголой стали возможны посадки и в Луанде. С аэродрома Луанда совершали несколько вылетов на воздушную разведку в Центральной и Южной Атлантике, затем обратным маршрутом через Кубу возвращались в Кипелово (место базирования полка).

С октября 1977 года полеты экипажей полка в Анголу транзитом через Кубу (Сан–Антонио) стали регулярными, вслед за ангольской парой ∕2 самолета ТУ-95 РЦ, как правило в Сан-Антонио из Оленьей (Кольский полуостров), прилетало еще два экипажа, одновременно работали две пары, одна с Кубы, вторая из Анголы. И, естественно, для подготовки и обеспечения полетов с зарубежных аэродромов на Кубу и в Анголу убывал инженерно-технический состав раньше боевых самолетов и ждал их прилета.

За время службы в ОДРАП я был в служебной командировке два раза на Кубе – старшим группы ИТС. Мне особенно запомнилась первая командировка в Анголу в 1979 году. Нас возили на двух АН-12 по 8 человек в гермокабинах, рядом с экипажем. По маршруту Москва (Астафьево –Будапешт – Алжир – Конакра – Луанда), летели с ночевками. Второй раз в Анголу в 1982 году, летел на ИЛ-62М, с одной посадкой в Вене – дозаправка топливом.

В 1980 году у нас в полку был организован свой отряд самолетов ИЛ-62, который возил ИТС в Луанду и обратно в Федотово, что намного облегчало без того тяжелую, трудоемкую работу. А второй раз на Кубе был в сентябре 1984 года – старшим группы ИТС (16 человек).

Однако, впоследствии, сформированный нами отряд ИЛ-62М, был передан в состав авиации Черноморского флота, поэтому нам пришлось летать до Кубы международным рейсом с посадкой в Германии (Франкфурт на Майне).

Куба – прекрасная страна, но жили кубинцы небогато, как и мы, в стране Советов. Однако, отношение кубинцев к нам было уважительное и дружелюбное.

В октябре 1984 года пришел приказ о переводе меня в Главную базу СФ в г. Североморск-1, на должность зама, затем командира авиационной боевой части тяжелого авианесущего крейсера «Киев», так я стал моряком-авиатором на ТАКР «Киев». Корабль стоял в г. Николаеве на ремонте и мне пришлось ехать в г. Севастополь. После ремонта в г. Николаев ТАКР «Киев» должен был отправиться на боевую службу сроком на шесть месяцев в Средиземное море с заходом в иностранные порты. После окончания боевой службы прибыл в главную базу СФ, в г. Североморск-1. Неожиданно для меня в г. Севастополь прилетела моя супруга Галина, чтобы проводить меня в дальний поход сроком на шесть месяцев. Я был безумно рад и счастлив, это была большая поддержка. Мы целых три дня были вместе, обошли все достопримечательности города-Героя Севастополя. Я успел проводить ее в обратный путь – домой к детям и с легкой душой отправился в длительный боевой поход.

Прибытие в Севастополь тяжелого авианесущего крейсера «Киев» после постройки его на Черноморском заводе в Николаеве и окончания там швартовых испытаний, и когда он сдан флоту 28 декабря 1975 года – было событием грандиозным в ВМФ.

Я помню, результаты учения «Запад-81», которые прошли успешно, и действия сил, в том числе и вовремя морской части, которые были растиражированы средствами массовой информации. Ключевым событием этого учения был выход в море ТАКР «Киев» и показ организации встречных корабельных ударных групп с применением авиации и крылатых ракет. В развитии этого боя был показан противовоздушный бой соединения кораблей, находящихся в охранении ТАКР «Киев».

В учении «Запад-81», СССР «побряцал оружием» и еще раз показал НАТО мощь армии и флота. В кратчайший срок ТАКР «Киев» был подготовлен к учению на Балтийском флоте, и впервые такая громадина пошла на Балтику. На контрольном выходе корабля перед убытием на Балтику крейсер очень красиво подошел к судну комплексного снабжения «Березина». Это было в кратчайший срок при скорости «Березины» 14 узлов. Фотоснимки этого ордера обошли весь флот и всю страну. После полной разгрузки авианосец в ночь вышел в Николаев. Проходя мимо четверых бочек, где стоял крейсер «Адмирал Ушаков» с высоты мостика авианосца мы ощутили большую разницу с ветераном флота во всем, начиная от размеров и заканчивая ракетным вооружением и радиолокационными антеннами. Что касается оперативной необходимости, прибытие таких кораблей на Балтику не имело смысла, хотя с точки зрения показа цель была достигнута. Все министры обороны стран Организации Варшавского договора побывали на «Киеве». Там был и министр обороны Кубы Рауль Кастро. После учения министр обороны Дмитрий Устинов разрешил увеличить на 10 тыс. тонн водоизмещение пятого авианесущего крейсера «Киев», что позволило принять на борт самолеты горизонтального взлета. Это был настоящий прорыв.

На ТАКР «Киев» я два раза ходил на боевую службу сроком на полтора года. Это очень ответственно, испытываешь колоссальное нервное напряжение. В моем подчинении находились 170 матросов и старшин срочной службы, 17 мичманов, 34 офицера. К каждому из них нужен особый подход, и я безгранично благодарен офицерскому составу боевой части. Несмотря на суровые условия службы на корабле, они воспитывали и обучали своих подчиненных тем премудростям корабельной жизни, которые жизненно необходимы. Они были лучшими специалистами в своем деле, обеспечение полетов корабельной авиации проходило без особых замечаний с оценкой «5». Да, служить на больших кораблях было трудно в смысле схода на берег свободной смене. Корабли стояли на рейде, не приткнуться к берегу после похода, нет причалов. В Заполярье неблагоприятные климатическое условия, погода капризная: туман, ветер ледоход, твой корабль отрезан от берега, все остаются на корабле. По усилению ветра до штормового корабль выходит в море – штормит. Я с момента службы на ТАКР «Киев» большую часть времени суток проводил на корабле, дома бывал, как редкий гость, не наблюдал, как растут дети, как чувствует себя жена, как поддержать родителей...".

За дальний боевой поход, командир авиационной боевой части тяжелого авианесущего крейсера «Киев» подполковник Морской авиации Военно-Морского Флота СССР Токуренов Владимир Гармаевич был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР». Заслужить в мирное время такую высокую правительственную награду , конечно, трудно и почетно.

За время службы в Вооруженных Силах также награжден: медалями «За безупречную службу» I, II, III степеней, медалями «Ветеран ВС СССР», «300 лет Российскому Флоту», «100 лет Министерству военных сухопутных сил», тремя знаками «За дальний поход» и многими юбилейными медалями, грамотами и благодарностями.

Из воспоминаний Владимира Гармаевича о супруге и о семье: "Мы с Галиной знаем друг друга со школьной скамьи. Начиная с 1967 года, моя супруга Галина Лопсоновна прошла долгий и нелегкий путь жены офицера от Северных гарнизонов Заполярья до гарнизонов Федотово, Волгородской области и обратно в Заполярье-Североморск-1, Главную базу Северного флота. По специальности Галина Лопсоновна инженер-строитель. Многие жены офицеров не работали, не могли устроиться по специальности. Галине повезло, она удачно трудоустроилась, работала по специальности в строительных войсках на стройке – мастером участка, инженером АЭР (аэродромно-эксплуатационной работы) по эксплуатации аэродрома и текущему ремонту аэродрома и аэродромных зданий и сооружений, в Федотов – инженером сметного отдела, инженером производственно-технического отдела в войсковых частях г. Североморск. Она молодец, управлялась и с работой, и домом, и детьми, здорово помогали наши родители. В один из моих приездов домой в Федотово, после длительной боевой службы моя жена и старшая дочь Ирина, перебивая друг друга рассказали, что по телевизору видели спектакль бурдрамтеатра им. Х. Намсараева «Будамшуу» с участием нашей тети Нины (мы с младшей дочкой Светланой были внимательными слушателями), вспоминая отдельные моменты смеялись, а Ириша попыталась показать некоторые движения тети Нины – Пиглай, она угорала от смеха и мы вместе с ней. У меня было ощущение, как будто я побывал дома – у родителей, в Орлике, почувствовал дуновение горной Оки, моей «таежной и озерной Бурятии»… Жена пояснила, что был синхронный перевод, а в титрах дали информацию: спектакль «Будамшуу» Ц. Шагжина в постановке Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева удостоен трансляции по центральному телевидению страны как один из десяти лучших театральных спектаклей СССР». Галина сказала: «Шикарный спектакль, прекрасная игра актеров, национальные костюмы».

После демобилизации мы приехали на постоянное место жительства в г. Улан-Удэ- столицу нашей республики Бурятия. Галина устроилась инженером-строителем в «Бурятгражданстрой». Я пришел в железнодорожный военкомат г. Улан-Удэ для постановки на учет. Тут мне предложили работу, я дал «добро», поработал до 2007 года, уволился по собственному желанию. Мы с Галиной вместе 56 лет, мне 80 лет, супруге 79. Дочери Ирина, Светлана выросли, трудятся, у каждой своя семья".

Сейчас Владимир Гармаевич и Галина Лопсоновна на заслуженном отдыхе. Ездят на малую родину, встречаются с земляками.

Кадровых офицеров – ветеранов вооруженных сил из Оки не так уж много, но они внесли весомую лепту в мирное развитие страны и малой родины.

И, сегодня, со страниц нашей газеты, от всей души поздравляем Вас, Владимир Гармаевич, представителя доблестной профессии, с Днем военно-морского флота! Желаем крепкого флотского здоровья на долгие — долгие годы, счастья, неиссякаемой энергии, благополучия и оптимизма, мирного неба над головой Вам и вашим близким! Мы гордимся Вами!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.