Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

01.08.2019 15:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!

Автор: Н.Г. ТОКУРЕНОВА
народная артистка России

В преддверии грандиозного праздника – Дня Военно-Морского Флота России, который отмечается 28 июля, я попросила Владимира Гармаевича поделиться воспоминаниями о службе в Морской авиации ВМФ – для читателей-земляков через газету «Аха».

Удивительно, он сразу согласился, хотя я внутренне напряглась в ожидании его каверзных вопросов: Для чего? Зачем? Кому это интересно?

«Для земляков – это хорошо. Я желаю всем землякам здоровья, счастья и мира! Поздравляю с Днем Военно-Морского Флота России, его отмечают не только те, кто стоял и стоит на страже морских рубежей, обеспечивает боеготовность кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, но и вся Россия. Я очень рад и счастлив, как в эти дни полным ходом идет подготовка к военно-морскому параду в честь Дня ВМФ, который состоится в Санкт-Петербурге.

Надеюсь, в этот праздничный день никто из военных моряков и офицеров ВС не будет обделен вниманием, праздничные поздравления поступят не только от родных и близких, но и от высшего руководства страны и представителей местных органов власти.

Нина, кстати, твоя статья, будет мне и моей семье прекрасным подарком!

- День Морской авиации Военно-Морского флота России – мой профессиональный праздник, он мне любим и дорог. В этот день я получаю многочисленные поздравления от членов своей семьи, родственников, сослуживцев, председателя ветеранов Северного ВМФ и с большим удовольствием и хорошим настроением вспоминаю годы службы.

Я, подполковник Морской авиации Военно-Морского Флота СССР, Владимир Гармаевич Токуренов горжусь, что флот в целом и его авиация стали ключевым компонентом не только для национальной безопасности страны, но и моей жизни – я с честью нес службу, стоял на страже морских рубежей СССР, связал годы жизни и службы с обеспечением боеготовности боевой части на доверенных мне участках Северного ВМФ, отдал профессии – Родину защищать – самые активные годы своей жизни».

Н.Г.: «Это был его выбор в жизни и профессии. Выбор единственного сына наш отец Гарма Жамбалович одобрил, а мама Янжима Дамбиевна молча согласилась. А мы, его сестры: Нина, Галина, Татьяна, Людмила и Мария с гордостью говорили: «Наш брат – будущий офицер».

За время службы в Вооруженных Силах Владимир Гармаевич награжден:

• Орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени;

• Медалями «За безупречную службу» I, II, III степеней;

• Медалями «Ветеран ВС СССР», «300 лет Российскому Флоту», «100 лет Министерству военных сухопутных сил» и многими юбилейными медалями, 3/тремя/знаками «За дальний поход».

«…Действительно, воинами не рождаются, а воинами становятся. Возможно, совсем по-другому сложилась бы его судьба, если не то время нашей юности. Мы окончили Орликскую среднюю школу в 1961 году. Это был 13-ый выпуск, доставивший нашим учителям немало хлопот. Володя избрал самую мирную профессию, поступив на строительный факультет сельскохозяйственного института (потом с открытием Технологического института факультет был передан ему). В выборе профессии, возможно, повлиял отец Володи – Гарма Жамбалович, талантливый инженер-самоучка, построивший мосты через очень своенравные горные реки Сорок, Синца, Жомболок и Бурэнгол еще в 50-х годах, которые на удивление земляков, простояли до 2000 года, а мост через реку Сорок выдержал небывалое наводнение 1993 года (обновили лишь опоры и перила). Ведь наводнение снесло дамбы и затопило Орлик, новый был сильно поврежден, и старый взял функцию работы на себя. Вот тогда и вспомнили окинцы своего талантливого Гарма Жамбаловича, который сам себе воздвиг памятник. Гарма Жамбалович был очень скромный, вдумчивый и неторопливый человек, принимал решение взвешенно. Володя по характеру очень похож на отца.

Не знаю, что повлияло на него, но он круто меняет свой выбор и решает стать кадровым военным специалистом. Он поступает в Иркутское военное авиационно-техническое училище», – так писал его одноклассник Климентий Дашеевич Тулуев, главный редактор газеты «Аха», в статье «Воинами становятся…» от 22 февраля 2003 года; статья «Мост через Сорок» от 23 сентября 1997 года.

В семейном архиве Владимира Гармаевича много фотоальбомов, на одном из них надпись: «01.06.1962-08.1965 гг. – курсант Иркутского военно-авиационного технического училища, г. Иркутск». Здесь фотографии, отражающие жизнь курсанта ИВАТУ. После окончания училища, Владимир написал родителям: «…Училище окончил по первому разряду, получил специальность – техническая эксплуатация пилотируемых летательных аппаратов и двигателей к ним. По распределению попал в отделение морской авиации, выбрал как дальнейшее место службы – Военно-морскую авиацию Северного флота…».

Я помню, как родители переживали, отец рассуждал чисто по- житейски – «мужская профессия, будет дисциплина», объяснял маме, она соглашалась, кивала головой, но глаза выдавали ее растерянность «Как же так? Почему так далеко?»

Судьба так распорядилась, что более 30 лет Владимир Гармаевич прослужил в Военно-морской авиации Северного флота с первого дня и до ухода на пенсию: «Я прошел путь от курсанта военного училища до командира авиационной боевой части первенца авианосного кораблестроения – Краснознаменного крейсера «Киев». Очень хорошо помню первое место службы в Заполярье (Кольский полуостров, военный городок Североморск-3 /Ваенга – 3). В то время там базировался ракетоносный авиационный полк, имеющий на вооружении самолеты ТУ-16. Затем, в 1968 году я получил назначение на ИЛ-38 – вновь сформированный противолодочный авиационный полк, с временным местом дислокации в г. Североморске-1. Далее, моя служба проходила в военном гарнизоне Федотово, Вологодской области. Узловой базовый военный аэродром в районе ст. Кипелово Вологодской области был местом дислокации 392-го отдельного Дальнеразведывательного авиационного полка авиации Краснознаменного СФ, имеющего на вооружении самолеты ТУ-95 РД. Здесь, в 1971 году сформировался отдельный дальний противолодочный авиационный полк – ТУ-142, вооруженный новейшими достижениями радиоэлектроники, аппаратурой обнаружения и уничтожения подводных лодок, в том числе и атомных».

Н.Г.: «Я считаю, что у тебя поистине героическая биография, у тебя славные морские и боевые достижения. Безусловно, ты – наша гордость – за период своей службы прошел все должности, начиная с авиационного техника, далее – старший авиационный техник, начальник группы обслуживания самолетов и авиадвигателей, начальник ТЭУ отряда, бортовой инженер-инструктор корабля, старший инженер части, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной боевой части на ТАКР «Киев». Твоя биография – это упорный ратный труд».

- «Нина, в каком году ты была во Франции?».

- «По-моему в 1973 году, меня, активную комсомолку, наградили поездкой во Францию, я ведь была членом Бурятского Обкома ВЛКСМ, депутатом горсовета. Помнишь, я еще из Парижа отправляла, вам в Вологду и родителям – в Орлик открытки с изображением Эйфелевой башни».

- «Да.., из-за открытки, потому что она из Парижа, меня вызывали на собеседование и уточняли, зачем и с какой целью ваша сестра поехала в капиталистическую страну? Я доказывал, что моя сестренка заслуженная актриса драмтеатра, она комсомолка, морально и идеологически подкована, поехала по работе. Все обошлось. Когда Галина полетела в Италию в 1975 году, меня напрямую спросили, почему ваши сестры пренебрегают своей страной, ведь у нас есть куда съездить. Я знал, кем работает Галина, сказал – поехала руководителем группы, как первый секретарь РК ВЛКСМ. В 1985-х годах – были времена перестроечные, когда Татьяна поехала в ГДР, а Людмила – в Чехию, так слегка пожурили, ведь это были соцстраны. Думаю, к нашей профессии было пристальное внимание «иных» организаций, а так, кому интересно, кто и куда поехал.

Моя профессия – это боевая профессия: мы защитники, бойцы первой линии, за нами – страна! На наших плечах лежит та ответственность, которая несравнима с ответственностью любой другой профессии. Бесспорно, она еще и интеллектуальная. Военное дело требует знаний такого уровня, который, как мне кажется, на порядок превосходит знания иной гражданской специальности. Боевая техника ракетно-ядерно-космической сложности, огромное количество элементов, из которых складывается современный бой, необходимо мгновенно принимать и исполнять решения.

В 1976 году, мне было 33 года, я окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, что повысило мою ответственность и повлияло на продвижение по службе».

Н.Г.: «В чем особенность морской авиации и чем полеты над морем отличаются от полетов над сушей?».

- «Во-первых, полеты над морем – это полеты над безориентирной местностью, и поэтому они значительно сложнее. В открытом море на удалении от берега экипаж утрачивает связь с пунктами навигации и следует в назначенный район только по указанию штурмана. Во-вторых, мы работаем в тесном взаимодействии с кораблями, а именно с командирами кораблей и штабами морских сил. Эти взаимоотношения моряков и летчиков выстраивались в течение десятилетий. В-третьих, летные составы противолодочной авиации ежедневно отрабатывали и овладевали навыками обнаружения и уничтожения подводных лодок в самых удаленных морских районах.

Н.Г.: «Как проходили полеты с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Киев»?»

- «Полеты с палубы корабля – самые тяжелые… Продолжительность полета составляла от 12 часов и выше, в зависимости от базового задания и загрузки (средствами поиска и уничтожения ПЛ). Вспоминаю эпизод учения в море: огромный самолет ТУ-142, с вращающимися винтами четырех двигателей на высоте 100 м., где-то в 50 м. от «острова» крейсера на контркурсе прошел рядом с нами, чем привел в неописуемый восторг всех участников выхода в море. Естественно, что подготовка летчика, способного совершать полеты с тяжелого авианесущего крейсера, дорогостоящая. Значимость палубной авиации очень велика. На фоне зарубежных коллег мы выглядели очень убедительно: у нас подготовленный летный состав, хорошая техника. На самолетах ТУ-142 в качестве бортового инженера-инструктора имею налет более 200 часов.

После перевода в ОДРАП в 1977 году инженером эскадрильи обеспечивал полеты 392 ОДРАП. Уникальный самолет ТУ-95 РЦ (разведчик-целеуказатель), предназначенный для радиолокационной, радиотехнической и фоторазведки надворных целей и целеуказаний своим подворным лодкам и ракетным частям наземного базирования летал в различные районы Мирового океана на максимальную дальность 13400 км., работал по реальным морским целям и устойчиво передавал информацию на командные пункты и кораблям флота. При этом максимальная продолжительность полета составляла 20×20.

Летный состав выполнял сложнейшие многочасовые полеты на боевую службу в различные уголки земного шара в интересах командования ВМФ.

Самолеты-разведчики бороздили просторы Пятого океана в районах Персидского и Бискайского заливов, Азорских и Фолклендских островов Зеленого Мыса, совершали трансатлантические перелеты над Атлантикой с посадками на Кубе и в Гвинее — Конакре. В 1977 году после достижения договоренностей с Анголой стали возможны посадки и в Луанде. С аэродрома Луанда совершали несколько вылетов на воздушную разведку в Центральной и Южной Атлантике, затем обратным маршрутом через Кубу возвращались в Кипелово (место базирования полка).

С октября 1977 года полеты экипажей полка в Анголу транзитом через Кубу (Сан-Антонио) стали регулярными, вслед за ангольской парой /2 самолета ТУ-95 РЦ/, как правило в Сан-Антонио из Оленьей (Кольский полуостров), прилетало еще два экипажа, одновременно работали две пары, одна с Кубы, вторая из Анголы. И, естественно, для подготовки и обеспечения полетов с зарубежных аэродромов на Кубу и в Анголу убывал инженерно-технический состав раньше боевых самолетов и ждал их прилета.

Я за время службы в ОДРАП был в служебной командировке два раза и два раза на Кубе – старшим группы ИТС. Мне особенно запомнилась первая командировка в Анголу в 1979 году. Нас возили на 2-х АН-12 по 8 человек в гермокабинах, рядом с экипажем. По маршруту Москва (Астафьево) — Будапешт – Алжир – Конакра – Луанда, летели с ночевками. Второй раз в Анголу в 1982 году, летел на ИЛ-62М, с одной посадкой в Вене – дозаправка топливом.

Нина, я забежал вперед… В 1980 году у нас в полку был организован свой отряд самолетов ИЛ-62, который возил ИТС в Луанду и обратно в Федотово, что намного облегчало без того тяжелую, трудоемкую работу. А второй раз на Кубе был в сентябре 1984 года – старшим группы ИТС (16 человек).

Однако, впоследствии, сформированный нами отряд ИЛ-62М был передан в состав авиации Черноморского флота, поэтому нам пришлось летать до Кубы международным рейсом с посадкой в Германии (Франкфурт на Майне).

Куба – прекрасная страна, но жили кубинцы небогато, как и мы, в стране Советов. Однако отношение кубинцев к нам было уважительное и дружелюбное.

В октябре 1984 года пришел приказ о переводе меня в Главную базу СФ в г. Североморск-1, на должность зама, затем командира авиационной боевой части тяжелого авианесущего крейсера «Киев», так я стал моряком-авиатором на ТАКР «Киев». Корабль стоял в г. Николаев на ремонте и мне пришлось ехать в г. Севастополь. После ремонта в г. Николаев ТАКР «Киев» должен был отправиться на боевую службу сроком на шесть месяцев в Средиземное море с заходом в иностранные порты. После окончания боевой службы прибыл в главную базу Северного Флота, в г. Североморск-1. Неожиданно для меня в г. Севастополь прилетела моя супруга Галина, чтобы проводить меня в дальний поход сроком на шесть месяцев. Я был безумно рад и счастлив, эта была большая поддержка. Мы целых три дня были вместе, обошли все достопримечательности города-Героя Севастополя. Я успел проводить ее в обратный путь – домой к детям и с легкой душой отправился в длительный боевой поход».

Н.Г.: «Есть мнение, что тяжелый авианесущий крейсер «Киев» вывел отечественный ВМФ на новую ступень развития».

- «Естественно, прибытие в Севастополь тяжелого авианесущего крейсера «Киев» после постройки его на Черноморском заводе в Николаеве и окончания там швартовых испытаний, и когда он сдан флоту 28 декабря 1975 года – было событием грандиозным в ВМФ.

Я помню, результаты учения «Запад-81», которые прошли успешно, и действия сил, в том числе и во время морской части, которые были растиражированы средствами массовой информации. Ключевым событием этого учения был выход в море ТАКР «Киев» и показ организации встречного боя корабельных ударных групп с применением авиации и крылатых ракет. В развитии этого боя был показан противовоздушный бой соединения кораблей, находящихся в охранении ТАКР «Киев».

В учении «Запад-81», СССР «побряцал оружием» и еще раз показал НАТО мощь армии и флота. В кратчайший срок ТАКР «Киев» был подготовлен к учению на Балтийском флоте, и впервые такая громадина пошла на Балтику. На контрольном выходе корабля перед убытием на Балтику крейсер очень красиво подошел к судну комплексного снабжения «Березина». Это было в кратчайший срок при скорости «Березины» 14 узлов. Фотоснимки этого ордера обошли весь флот и всю страну. После полной разгрузки авианосец в ночь вышел в Николаев. Проходя мимо четвертых бочек, где стоял крейсер «Адмирал Ушаков» с высоты мостика авианосца мы ощутили большую разницу с ветераном флота во всем, начиная от размеров и заканчивая ракетным вооружением и радиолокационными антеннами. Что касается оперативной необходимости, прибытие таких кораблей на Балтику не имело смысла, хотя с точки зрения показа цель была достигнута. Все министры обороны стран Организации Варшавского договора побывали на «Киеве». Был там и министр обороны Кубы Рауль Кастро. После учения министр обороны Дмитрий Устинов разрешил увеличить на 10 тыс. тонн водоизмещение пятого авианесущего корабля ТАКР «Киев», что позволило принять на борт самолеты горизонтального взлета. Это был настоящий прорыв.

На ТАКР «Киев» 2 раза ходил на боевую службу сроком на полтора года. Это очень ответственно, испытываешь колоссальное нервное напряжение…»

Н.Г.: «За дальний боевой поход, командир авиационной боевой части тяжелого авианесущего крейсера «Киев» подполковник Морской авиации Военно-Морского Флота СССР Токуренов Владимир Гармаевич был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР». Заслужить в мирное время такую высокую правительственную награду, конечно, трудно и почетно.

Я часто слышу, что служба в ВС – это романтика! Твое мнение?»

- «Я на военной службе более 30 лет… Понял, что в военной повседневности, с разлинованным распорядком дня нет романтики, а есть долг службы, который дает быть внимательным к себе и подчиненным. Конечно, я не утверждаю, возможно, романтика присутствует, но только в конечных результатах трудных учений, сложных боевых походов, напряженных боевых служб, в преодолении непреодолимых испытаний и, главное, самого себя.

В моем подчинении находились 170 матросов и старшин срочной службы, 17 мичманов, 34 офицера. К каждому из них нужен был особый подход, и я безгранично благодарен офицерскому составу боевой части. Несмотря на суровые условия службы на корабле, они воспитывали и обучали своих подчиненных тем премудростям корабельной жизни, которые жизненно необходимы. Они были лучшими специалистам в своем деле, обеспечение полетов корабельной авиации проходило без особых замечаний, с оценкой «5». Да, служить на больших кораблях было трудно, в смысле схода на берег свободной смене. Корабли стояли на рейде, не приткнуться к берегу после похода, нет причалов. В Заполярье неблагоприятные климатические условия, погода капризная: туман, ветер ледоход, твой корабль отрезан от берега, все остаются на корабле. По усилению ветра до штормового корабль выходит в море – штормит. Я с момента службы на ТАКР «Киев» большую часть времени суток проводил на корабле, дома бывал, как редкий гость, не наблюдал, как растут дети, как чувствует себя жена, как поддержать родителей…

Н.Г.: «Я слышала такую фразу: «Армия – это школа, в которой муж и жена, сидя «за одной партой», учатся жить вместе, преодолевать неизбежные семейные неурядицы и чистым сердцем делить на двоих малейшие семейные радости. Как тебе это выражение?»

- «Да, это так, ведь мы с Галиной знаем друг друга со школьной скамьи. Начиная с 1967 года, моя супруга Галина Лопсоновна прошла долгий и нелегкий путь жены офицера от Северных гарнизонов Заполярья до гарнизона Федотово, Вологодской области и обратно в Заполярье – Североморск-1, Главную базу Северного Флота. Ты знаешь, она же по специальности инженер-строитель. Многие жены офицеров не работали, не могли устроиться по специальности. Галине повезло, она удачно трудоустроилась, работала по специальности в строительных войсках на стройке – мастером участка, инженером АЭР (аэродромно-эксплуатационной работы) по эксплуатации аэродрома и текущему ремонту аэродрома и аэродромных зданий и сооружений, в Федотово – инженером сметного отдела, инженером производственно-технического отдела в войсковых частях г. Североморск. Она молодец, управлялась и с работой, и домом, и детьми, здорово помогали наши родители. В один из моих приездов домой в Федотово, после длительной боевой службы, моя жена и старшая дочь Ирина, перебивая друг друга рассказали, что по телевизору видели спектакль бурдрамтеатра им. Х.Намсараева «Будамшу» с участием нашей тети Нины (мы с младшей дочкой Светланой были внимательными слушателями), вспоминая отдельные моменты, смеялись, а Ириша попыталась показать некоторые движения тети Нины – Пиглай, она угорала от смеха и мы вместе с ней. У меня было ощущение, как будто я побывал дома – у родителей, в Орлике, почувствовал дуновение горной Оки, моей «таежной и озерной» Бурятии… Жена пояснила, что был синхронный перевод, а в титрах дали информацию: «Спектакль «Будамшу» Ц. Шагжина в постановке Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Нам- сараева удостоен трансляции по центральному телевидению страны как один из 10-ти лучших театральных спектаклей СССР». Галина сказала: «Шикарный спектакль, прекрасная игра актеров, национальные костюмы..».

Н.Г.: «Володя, мы знаем и любим твою Галину, как преданную тебе жену, хорошую маму, хлебосольную хозяйку, часто слышим из ее уст: «Горжусь, что со мной рука об руку идет по жизни серьезный человек, моя опора – Владимир Гармаевич, мы прошли все испытания, у нас дружная семья, прекрасные дочери…Ирина Владимировна живет и работает в Ирландии, Светлана Владимировна – Улан-Удэ».

- «Спасибо! Мы с Галиной очень благодарны нашим родителям – моим и ее, они нас поддерживали, приезжали попеременно в Федотово, жили с нами, помогали по уходу за детьми. Для них было удивительно «как много снега, какие сильные ветры и дикий холод», ведь снежные сугробы закрывали окна первых этажей многоэтажных домов, а весной – грязь, слякоть … К нам приезжали в Федотово-Кипелово Галина, Татьяна, Мария (она приезжала с мамой и даже училась в Федотово), и Лида-эгэша… Как-то в командировку неожиданно залетел племянник, майор военно-морской авиации Черноморского ВМФ Александр Кимович Дугаров (сын Кима Ирдынеевича Дугарова, нашего двоюродного брата), встреча была на аэродроме, очень кратковременной, успели обняться и переброситься «Как служба?», «Привет семье». Саша уже вылетал в г. Симферополь по месту службы, к сожалению, он очень рано ушел из жизни, и брата нет.

Приезды родственников всегда украшали нашу жизнь, поднимали настроение.

В июне 1989 года, я, Токуренов Владимир Гармаевич, командир авиационной боевой части в/ч 30920, уволен в запас приказом ГК ВМФ по возрасту с правом ношения военной формы одежды.

После демобилизации мы приехали на постоянное место жительство в г. Улан-Удэ – столицу нашей республики Бурятия. Галина устроилась инженером-строителем в «Бурятгражданстрой». Я пришел в Железнодорожный военкомат г. Улан-Удэ для постановки на учет. Тут мне предложили работу, я дал «добро», поработал до 2007 года, уволился по собственному желанию. Мы с Галиной на заслуженном отдыхе, в основном живем на даче, копаемся в огороде. Дети работают».

Н.Г. «Владимир Гармаевич, ты доволен, что выбрал военную профессию? Есть в душе какие-то сомнения?».

- «Несмотря на все тяготы и лишения воинской службы, помню и горжусь службой на Краснознаменном крейсере «Киев». Кстати, 04 мая 1985 года, ТАКР «Киев» первым из надводных кораблей ВМФ СССР был награжден Орденом Красного Знамени, и в этом есть и моя заслуга.

У меня на душе нет никаких сомнений, я уверен, что выбор профессии – Родину защищать – был правильным.

Единственное о чем жалею, что ТАКР «Киев» был списан до срока, отслужив всего 19 лет, у него был хороший ресурс, я думаю, он не был исчерпан. Это печальное событие случилось на Северном флоте, на 35-м заводе 28 августа 1994 года (спустя пять лет после моей службы), когда в последний раз на крейсере прозвучала команда: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания – спустить!». Больно и обидно, что первому флагману ВМФ – ТАКР «Киев» не нашли средств на ремонт, быстро вывели из боевого состава флота и продали правительству КНР, якобы на металлолом. По телевизору показывали, как в 1994 году, ТАКР «Киев» начал путь к китайским берегам. После писали, что он находится в городе Тяньцзинь, где используется в качестве развлекательного центра…

И, как говорит Леонид Каневский, «…а впрочем, это совсем другая история…».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.