ХОЗЯЙСТВО И БЫТ СОЙОТ
Вниманию наших читателей предлагаем работу ученицы 4 «б» класса Орликской СОШ Цыбиковой Арюны, которая была представлена на районной конференции «Возрождение сойотского языка и сохранение самобытной культуры сойотов» в секции «Хозяйство и быт сойот».Конференция проходила в рамках проведения Республиканского национального сойотского праздника «Улуг-Даг».
В исследовательской работе затронута история возникновения сойот как этноса. Также с интересом рассказывается о традиционном оленеводческом хозяйстве, охоте на зверей и птиц. В быте сойотов упоминается их традиционное жилище – урса, описаны одежда, утварь и пища, позволяющая выжить в суровые времена. И все это неразрывно связано с религиозными обычаями и поклонениями.
Этноним сойот восходит к одному из родовых названий — соян (соет, сойонг). К нему восходит название горного хребта – Саяны, место где обитали люди, принадлежащие к роду Саян. Окинский район Бурятии, в котором проживает их основная часть, граничит с Тоджинским районом Республики Тува, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого живет родственный им народ цаатаны. Все три этнические общности — сойоты Бурятии, тоджинцы Тувы и цаатаны Монголии близки друг другу по языку. Все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков.
История сойотов насчитывает несколько тысячелетий, в середине I тысячелетия до нашей эры здесь появились тюркоязычные скотоводческие племена Центральной Азии, часть самодийцев они оттеснили на северо-запад, оставшиеся население подверглось ассимиляции. До сих пор сойоты являются носителями тюркского языка.
В середине XVII в. в Восточные Саяны из северо-западной Монголии устремились различные по происхождению монголоязычные бурятские рода, которые оказали большое влияние на оставшихся здесь тюркизированных сойотов. Воздействие бурятской культуры отразилось во многих областях хозяйства сойотов – пищи, жилища, одежды. Вместе с ними в этот регион проникла новая религия — ламаизм, который начал распространяться среди сойотов, издревле являющихся шаманистами. Под воздействием бурят сойоты второй раз поменяли свой язык.
Раньше сойоты жили на обширной территории, достигавшей берегов Селенги на востоке и побережья озера Хубсугул на юге. Данные родословных окинских сойотов показывают, что сойотские рода хаасут и иркит жили в районе озера Хубсугул и пришли на территорию Оки двумя путями – через Туву и через Тункинскую долину.
Сойоты, несмотря на большое влияние бурятской культуры, сохранили основу своего хозяйства — оленеводство. На территории Окинского района в течение трех веков занимаются оленеводством и животноводством.
По данным археологии, Восточные Саяны были обжиты в эпоху неолита. Аборигенами этого региона считаются протоэвенкийские этносы, заложившие основы охотничьей культуры. В конце неолита или в начале эпохи бронзы появляются протосамодийские племена, сыгравшие существенную роль в освоении этой территории. Здесь на Саянах древние самодийцы впервые приручили северного оленя, и положили начало формированию оленеводческой культуры, ставшей основным хозяйством сойотов.
Продвижение бурят в Тункинскую долину, а затем в Оку началось в XVII в. Это были различные по происхождению этнические группы хонгодоров, пришедшие из северо-западной Монголии. В основном это были беженцы, которые уходили оттуда в период междоусобных войн. Следующая и наиболее большая волна заселения бурятами Оки была вызвана причинами политического характера. Русское правительство, стремясь укрепить русско-китайскую границу, установленную в 1727 году, создавала караульные заставы в приграничных районах. На территории Оки такая граница проходила в долинах рек Тисса и Синца. Пограничные караулы формировались из числа бурят Тунки и Иркутской губернии. К концу XIX началу XX в.в. буряты заняли в Оке ведущее положение. Это проявилось как в численном, так и в социально-культурном отношении.
Укреплению этнополитического и культурного авторитета бурят способствовало проникновение и установление северной ветви буддизма — ламаизма. В отношении административного устройства Окинский район до 1926 года управлялся Окинским хошуном, объединявшим 3 сомонных совета: Гарганский, Окинский и Бурэнгольский. Сойоты входили в состав Гарганского сомонного совета.
В 1936 году в результате проведения политики разукрупнения районов, Окинский хошун Тункинского аймака, был выделен как самостоятельный район с центром в селе Орлик.
Сойоты традиционно вели оленеводческое хозяйство. Основным верховым и транспортным животным была карагасская порода северных оленей. Олени использовались в хозяйственных целях во время сезонных перекочевок и на охоте. Молоко и мясо оленей употреблялось в пищу, рога (панты) применялись в лекарственных целях, оленьи шкуры служили материалом для пошива обуви, одежды, постели, изготовления других предметов домашнего обихода и покрышек чума. Еще одним важным занятием сойотов являлась пушная и мясная охота на диких зверей и птиц. Разветвленная сеть гор и рек позволяла заниматься рыболовством, которое, как и собирательство, имело вспомогательное значение. Наряду с оленеводством у сойотов в XIX в. развивалось полукочевое скотоводство, связанное с разведением крупного рогатого скота (сарлыков (яков), хайныков (гибрида саянских яков с коровами), коров монгольской породы), лошадей и овец. В советское время оленеводство, признанное нерентабельной отраслью, целиком было замещено животноводством. Лишь в последнее время делаются попытки возродить это направление хозяйства.
Традиционным жилищем сойотов были кожаные чумы урса, ориентированные входом на восток. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались наверху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35-40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Внутреннее пространство чума делилось на мужскую и женскую половины, соответственно охотничье снаряжение, оружие, оленья сбруя и седла, мужская одежда помещались в левой половине, а деревянная, берестяная и кожаная утварь, пищевые запасы, хозяйственный инвентарь для выполнения женской работы, личные вещи женщин – в правой половине жилища. В центре чума находился открытый очаг, над ним имелось светодымовое отверстие. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Подобно бурятам, сойоты имели зимники, летники и межсезонные (весенние и осенние) виды жилищ.
Верхняя одежда простого человека была сшита из выделанных шкур диких животных. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Особо ценилась выделанная шкура лося, которая использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из остриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. Зимним головным убором служила меховая шапка, сшитая самым простым способом и закрывала заднюю часть головы. Лишь небольшая часть богатых сойотов могла позволить покупать одежду у бурятов. Они носили одежду, состоящую из бурятского дэгэли и обуви, сшитой из ткани, а также одевали украшения бурятского типа.
К середине XIX в. большая часть сойотов начали одевать бурятскую одежду, они стали сами ее изготовлять, используя покупной материал. Некоторые элементы сойотской одежды сохранились в охотничьей одежде.
Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. Мясо оленей ели в основном в вареном виде, особенно ценилось жирное мясо осеннего забоя. Особенно лакомым у сойотов считался вареный или жареный олений язык, оленьи губы. Оленье мясо также потребляли в сушеном виде, для чего его нарезали тонкими полосами и сушили, развесив в темном месте или над очагом. Такое мясо варили с добавлением в бульон оленьего жира.
Питание местных жителей как сойотов, так и бурят в большей степени зависело от хозяйственного уклада. Основной рацион пищи бурят составляют продукты скотоводства – мясо и молоко, а сойотов – оленье мясо и дичь. С увеличением контактов между этими этносами, сойоты начали переходить к скотоводству, что обусловило изменение их пищевого рациона в сторону увеличения потребления мяса и молока крупного рогатого скота. Способы приготовления и названия блюд были полностью заимствованы у бурят.
Хозяйство и быт сойот сопровождались теми или иными поклонениями и молениями небесным божествам. Горы представлялись посредником между небом и землей.
У подножия всех священных гор находится "мургэл". Многие религиозные представления жителей Оки связаны с охотой – одним из основных видов их хозяйственной деятельности. Многие охотничьи обряды и обычаи составляют древнейший пласт религиозных верований анимизма и тотемизма.
Хозяйство и быт сойот сопровождалось бережным отношением к животному и растительному миру. Живя в прошлом, они думали о нас…
Список литературы
1. Павлинская Л., «Кочевники голубых гор», СПб «Европейский дом» 2002 г., с. 41-51.
2. Павлинская Л., «Сибирь. На рубеже тысячелетий» сборник статей сотрудников Отдела этнографии и МАЭ, СПб «Европейский дом» 2005 г., с. 152-200.
3. «Край поднебесных долин» Сборник статей и материалов, /Сост. Б.С. Дугаров, К.Д. Тулуев/, Улан=Удэ, Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2000 г. с. 41-46.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.