Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

10.06.2013 17:24 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 07.06.2013 г.

Краеведческая и исследовательская работа в Окинском районе

Автор: З.Н. Самбялова
председатель местного отделения Бурятского республиканского отделения (БРО) «Российского общества историков – архивистов» (РОИА)
Краеведение — как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в разных документах они передавали последующим поколениям. Богат и славен событиями и людьми Окинский край. В нашем районе есть краеведы, которые неравнодушны к истории своей малой родины, к жизни земляков.

На протяжении всего времени учителя выполняли  просветительскую деятельность. Учителя Орликской школы организовывали учащихся на сбор материалов по истории края. Была сделана попытка систематизировать собранный материал в рукописной книге, которая ныне хранится в архиве школьного музея. С помощью районного военкомата и путем опроса родителей и родственников ребята собрали материал о воинах-земляках. Оформляли стенды об участниках Московской, Сталинградской, о женщинах – участниках войны, героическом труде земляков во время войны.

Особым вниманием были отмечены выпускники Орликской  школы – участники Великой Отечественной Войны.

В 50-е-60-е г.г. были еще живы родители, соседи учащихся, погибших в годы войны и сами участники войны, бывшие учащиеся школы. К ним было особое отношение уважения и поклонения. Ребята записывали воспоминания, собирали фотографии.

В школу приходили участники  Великой Отечественной Войны: Будаев Ш.Б., Биданов С.Д., Ошоров Д.Д., и мн.др.

Музейные стенды о выпускниках школы стали самыми интересными для учеников. С бесед об этих ребятах начинался праздник 1 сентября многие последующие годы.

Учащиеся школы вместе с учителями посетили места боевой славы. С отчетом о поездках их участники выступали перед младшими школьниками. К ним присоединялись ветераны — окинцы, участвовавшие в этих битвах.

В 60-70-е годы интересная работа по краеведению велась директором школы Галсановой Марией Пурбоевной. Особый интерес вызвала у ребят работа по изучению и обобщению героической истории комсомола и пионерии. Учащиеся нашли первых комсомольцев и пионеров Оки. Узнали, что первым пионером Оки был Марзаев Бато Максарович, а первой комсомолкой Оки была Мунконова Дари Шарлаевна.

В 80-е годы был создан  музей в Орликской средней школе. При активном участии учителей  музей вел очень интересную работу и был гордостью ребят и педагогов.

В начале 90-х годов материалы музея утрачены, музейные залы стали учебными кабинетами.

В 1995 году был создан  Уголок  боевой Славы в Орликской средней школе под руководством Борокшоновой Зои Сергеевны. В республиканском конкурсе альбомов, посвященных 50-летию Победы, альбом школы занял III место, в нем были собраны материалы о ветеранах войны Окинского района и об истории памятника Воину-освободителю с.Орлик. Сбор ценных материалов уголка проводился военно-патриотическим клубом «Арсенал» под руководством Шарастепановой Жаргалмы Федоровны и Самаевой Людмилы Николаевны.

В 2008 году клуб «Арсенал» занял II место в IV международном слете-фестивале приграничных районов Республики Бурятия, в 2009 году удостоен благодарности Министерства образования и науки Республики Бурятия за активное участие в республиканском слете поисковых отрядов «Равнение на Победу», посвященном 65-летию Победы. Школы района ведут  постоянную работу с Советом ветеранов района. Проводятся "круглые столы" по различным темам, направленные на раскрытие героических страниц истории Великой Отечественной Войны. Группа ветеранов посещает школы, проводят  беседы с учащимися. В школах проходят смотры патриотической песни, рисунков, газет.

Поколение учителей 20-х – 40-х годов, работавших в школах района, выполнило свой долг перед Родиной. Они воспитали победителей в страшной войне, созидателей, восстановивших страну и превративших ее в великое государство мира.

Поколение учителей, работающих сегодня, продолжает традиции, заложенные их предшественниками. Детские сердца открываются правде и вере в подвиг.

Основой краеведческой работы является поисково-исследовательская деятельность. Так как без этой работы очень трудно, а может быть даже невозможно вести и просветительскую и издательскую, деятельность и пополнять фонды.

Объектами поисково-собирательской деятельности могут стать различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения образования, культуры и медицины, политические, экономические, экологические и другие процессы и явления, происходящие в крае. Нам необходимо не забыть, что события, происходящие сегодня, завтра станут историей.

Орликская средняя общеобразовательная школа – муниципальное общеобразовательное учреждение с этноэкологическим направлением.

Поэтому одним из основных приоритетных направлений в работе нашей школы является формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, национального самосознания, научных исследований и практической деятельности через организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Одной из форм, позволяющих достичь этого единства, является система круглогодичной занятости детей через краткосрочные этноэкологические, образовательные, оздоровительные программы.

На протяжении ряда лет в школе успешно реализовывается программа эколого-туристской школы «Саянит» для старших  учащихся. А с 2008 г. ежегодно в Орликской школе проводится районная научно-практическая конференция среди учащихся младшего и среднего звена.

Исследовательская деятельность в школе  осуществляется  в соответствии с программой  «Первые шаги» для младших школьников, программой для  учащихся  5-8 классов «Лаборатория «Юный исследователь»»,  Положением о научно-практической конференции «Первые шаги в науку». 

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.

Конференция "Первые шаги в науку" -  первый опыт  представления собственной исследовательской работы учащихся начальной школы и среднего звена.

 - формируется исследовательская компетенция обучающихся

- школьная лаборатория «Юных исследователей» становится образовательной средой предпрофильного пространства  8-9 классов.      

- развивается интеллектуальный и творческий потенциал каждого учащегося через научно-исследовательскую деятельность.

Наша школа сотрудничает со многими учреждениями и на муниципальном и на региональном уровнях.

Многие ребята с интересом занимаются краеведческой работой в МОУ «Детский эколого-туристический центр «Барс».  В настоящее время ДЭТЦ  «Барс»     является основным учреждением дополнительного образования эколого-биологического, туристско-краеведческого, воен-но-патриотического направлений в Окинском районе.

Для руководителей кружков по туризму, краеведению и экологии основной задачей является изучение родного края, привитие любви к малой Родине. Для изучения родного края совершают походы и экскурсии. Накопленный материал, умения и навыки, приобретенные детьми в походах, помогают им при участии в научно-практических конференциях. Знания родного края детям легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Здесь можно отметить наших туристов-краеведов, которые стояли изначально в развитии туризма и краеведения в районе: Самбялов Климентий Нанзытович, Жамбалов Баир Намжимаевич, Цыренов Александр Борисович, Шарастепанов Баир Дашеевич.

В библиотеках района проводятся различные выставки.  «Звонкая песня гор» – выставка знакомит с творчеством поэтов Оки: Б.Д. Балданова, А.Ж. Хамаганова, П.Д. Патархеева, О.Б. Балдановой, С.В. Сандакова, Г.Б. Цыбденовой, Л.Н. Мандагаевой и др.

Состоялась презентация книги «Хэһэн ажалтнай хэтэдээ мүнхэ» о ветеране педагогического труда, труженице тыла Евгении Доржиевне Цыремпилун.

По заказу СП «Сойотское» Центральной межпоселенчес-кой библиотекой были изданы брошюры «Возрождение сойотского языка» и «Легенды сойот». Организованы книжные выставки «Певец горного края» к 65-летию народного поэта Бурятии Баира Дугарова.

В Окинском районе проводится ежегодный традиционный межрегиональный Горный фестиваль «Мунко-Сардык – 2012». В программе фестиваля: восхождение на вершину г. Мунко-Сардык; прогулка по природному комплексу Бүрэн-Хаан; молебен почитания Бүрэн-Хаана; конкурс легенд Окинского края; концерт «Поющее сердце Саян»; спортивные соревнования; ярмарка сувениров и т.д. Центральной межпоселенческой библиотекой изданы буклеты и брошюры под серией «Легенды горной Оки».

Библиотеками района были отправлены работы на народный конкурс «Родное село», рассказывающие о своей малой родине. Подготовлены материалы по номинациям: «Лучшая история села», «Наши земляки», «Лучшее родовое древо села», «Лучший фотоальбом о селе».

В течение всего года всем пользователям библиотек – учащимся и учителям школ, студентам, специалистам организаций и учреждений района, оказывалась помощь в подборке материалов различного содержания.

Кроме того, продолжается сотрудничество учителей-краеведов со специалистами архива. Как и архивисты, многие  учителя являются членами общества историков — архивистов. Нет ни одной средней школы, проявившей равнодушие к истории своего района, села, деревни.

Архивом ведется определенная работа по пропаганде и использованию архивных документов среди населения.               Учащиеся школ района являются частыми и желанными гостями архива, где они проводят большую исследовательскую работу, на основании которой пишут доклады и рефераты. Темы рефератов самые различные: образование деревень, колхозов, религиозные традиции, история школ, больниц и т.д. Лучшие доклады были представлены  на традиционную ежегодную научно-практическую конференцию учащихся района "Первые шаги в науку". Сотрудники архива являются активными участниками в подготовке и проведении работы секции "Краеведение" на конференции.

В новом здании архива созданы все условия  для работы с архивными документами, в читальном зале школьники получают навыки обращения с документальными источниками, ведут поиски по различной тематике, например, знаменитого Жэлгэнского дацана, дорожного строительства, о сойотах и т.д.

На первом заседании  историков-архивистов с учителями-краеведами  составили перспективный план по сбору информации о своих селах, деревнях, колхозах. Были обсуждены проблемы эффективного поиска и использования документов. Используется при обследовании населенных пунктов анкета, которая дает широкую и полную информацию о населенном пункте.

Мы благодарны нашим ветеранам войны и труда, которые откликнулись на обращение о комплектовании архива личными документами. Документы личного происхождения активно используются в выставочной работе, где демонстрируются подлинные материалы, печатные издания, вещественные реликвии, что повышает зрелищность экспозиций. В архиве довольно часто проводятся экскурсии, дни открытых дверей, школьные уроки и познавательные викторины.

В апреле 2013 года совместно с работниками архива, библиотек будут проведены краеведческие чтения учащихся и взрослого населения по истории сел и деревень. Часть рефератов будет передана на государственное хранение. Лучшие рефераты будут включены в сборник рефератов учащихся по истории сел и деревень, который готовится  к изданию.

Уже накоплен достаточно большой опыт краеведческой деятельности, в частности, разработаны и апробированы авторские программы  по краеведению в начальных классах «Родимая сторона – мать» Самбяловой З.Н., «Введение в народную культуру бурят» Дамбаевой Н.Б., даюыщие комплексное представление о природном, социально-экономическом, историческом, культурном, литературно-художественном своеобразии Окинского края.

При выполнении той или иной краеведческой исследовательской работы школьник должен не только знать:

● что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования;

● как изучать, то есть какие методы исследования использовать;

● как оформлять результаты исследования;

но и:

● на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках краеведческой информации, на которых можно базироваться;

● где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов и музеев, специфику их фондов;

● как искать, то есть знать основные правила поиска источников краеведческой информации и выявления в них нужных фактов, данных, сведений и т. п.

Анализ и синтез источников информации является первоначальным этапом любой исследовательской работы – этапом, проблематичным для школьника. Большинство учащихся, как правило, мало знакомы не только с теорией исследовательской работы (правилами организации, методами проведения и т. д.), но и со структурой краеведческих информационных ресурсов, средствами и алгоритмами поиска краеведческой информации в библиотеке, архиве, музее. Отсутствие (недостаток) информационно-поисковых знаний, умений и навыков краеведческого характера не позволяет школьнику рационально организовывать свою краеведческую исследовательскую работу, с достаточной степенью глубины изучать информацию по теме исследования.

Таким образом, одним из условий проведения школьником краеведческой исследовательской работы является его информационная культура, спроецированная на краеведение. От уровня этой культуры зависит качество результатов исследования.

Это обусловило актуальность разработки специального авторского курса «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы», цель которого формирование у школьников системы теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере поиска источников краеведческой информации и работы с ними.

Для работы с документами архивов, необходимо  разъяснить  учащимся содержание некоторых сугубо специфичных архивных терминов, без понимания которых работа в архиве будет значительно затруднена. Это термины, касающиеся организации документов в архиве, – архивное дело, архивный фонд организации (учреждения, предприятия), архивный фонд личного происхождения, объединенный архивный фонд, архивная коллекция. Также учащимся нужно дать понятие о шифре архивного документа и его составных частях – названии архива, номерах фонда, описи, дела и листа, зачем они нужны и что обозначают.

Предстоит большая работа по созданию сведений о сводном краеведческом каталоге, хронологическо-алфавитном каталоге книг, изданных на территории края, универсальной рекомендательной краеведческой картотеке, сводной картотеке местных периодических и продолжающихся изданий, картотеке знаменательных и памятных дат, библиографической базе данных.

 Получение учащимися таких сведений позволят:

● успешно пользоваться средствами поиска (краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов) и т. п.) и находить в них сведения о нужной литературе (библиографический поиск);

● при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов и др.) быстро находить в ней полезную информацию (фактографический поиск).

В стенах школы не представляется возможным освоить на практике алгоритмы краеведческого информационного поиска в архиве и музее, а также поиска по краеведческим библиотечным каталогам и картотекам. Поэтому нужно систематизировать  цикл единичных занятий, которые мы условно назвали «библиотечный урок», «архивный урок» и «музейный урок».

С библиотекой как информационной базой школьники достаточно знакомы и умеют ею пользоваться, тем не менее, необходимо познакомить их с библиотекой как базой краеведческой исследовательской работы.

В современных условиях в преподавании данного курса необходимо использовать краеведческие Интернет-ресурсы библиотек, архивов. К сожалению, у нас в районе информационные учреждения еще даже не имеют своих сайтов в сети. Школьникам же для проведения краеведческой исследовательской работы важны, в первую очередь, краеведческие Интернет-ресурсы. Сегодня, когда общеобразовательные школы, не занимающиеся краеведческой исследовательской работой, стали редкостью, введение подобного курса как факультативного вполне актуально.

Научить помнить и хранить наследие прошлого  – одна из главных   задач в воспитании подрастающего поколения  граждан России. Непосредственное общение с архивными документами  даст возможность юным краеведам прикоснуться к истории малой родины, к судьбам её людей.

Популяризация сохраняемых архивом документов играет заметную роль в культурном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Ее  успеху способствуют деловые контакты с органами  местной власти, школами, библиотеками и представителями средств массовой информации.

Материалы поисковой работы не должны пассивно оседать в фондах архивов, библиотек, музеев, школ. Необходимо их творчески трансформировать в объемные и целостные работы поисково-исследовательского содержания – летописи населенных пунктов, очерки об истории сел и города, книги Памяти, жизнеописания отдельных личностей и т. д.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что через взаимное сотрудничество различных структур –  библиотек района, районного архива, образовательных и клубных учреждений мы достигли определенных результатов в развитии краеведения в районе и находимся на пути совершенствования, самоанализа и творческого поиска в решении образовательных и воспитательных задач.

Можно отметить, что в районе:

- возросла роль краеведения в формировании социокультурной среды края;

- наметился значительный рост объема краеведческой информации;

- признана роль личности человека в формировании исторических событий;

- увеличилось количество качественных разнообразных по тематике и содержанию информационных материалов и краеведческих изданий.

В заключение хочу привести слова одного из учащихся: «То, что исследовательская работа занимает много времени – это да, но, по-моему, главное захотеть, а там уже и время найдется». А от себя добавлю: те учащиеся, которые занимаются исследованиями в школе, успешно продолжат исследовательскую деятельность и в высших учебных заведениях. Но их работы будут более объемными, глубокими и значимыми, ведь именно за ними будущее России, ее благополучие и процветание.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.