Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

18.07.2024 09:20 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Живут в Оке сойоты

Автор: К.Д. Тулуев, собкор «Бурятия», Окинский район.

История многих современных народов России берет начало в Саянах. Такие северные народности, как энцы, ненцы, нгасаны и селькупы проявились в Саянских горах и затем сплавлялись по рекам на север. Они принадлежали к самодийской группе народов, и за сотни лет сумели сохранить язык, культуру, уклад жизни. Сойоты же, оставшиеся на своей прародине, вначале подверглись тюркизации, приняли другой язык (но сохранили при этом культуру таёжного люда), а затем и обурятились.

Сегодня можно удивляться, насколько живуч малочисленный народ, сумевший сохранить, несмотря на неимоверные испытания, свои исторические корни, свою культуру, свое родословное, этническое самосознание.

Проживание сойотов в Окинском районе, по заключению этнографа из Санкт-Петербурга Л.Р. Павлинской, четко прослеживается по письменным источникам и научной литературе, начиная с XVIII века и вплоть до конца 30-х годов нашего столетия. Научный сотрудник института этнографии имени Миклухо-Маклая, кандидат наук Л.Р. Павлинская проводила полевые этнографические исследования в Оке во время экспедиций в 1987 году, 1988 и 1991 годах. Здесь можно было привести данные этих исследований и сослаться на литературу по сойотам, но цель данной статьи — проследить более позднюю историю сойотов и попытаться прояснить причины «исчезновения» этой народности с этнической карты Бурятии.

В 1928 году по заданию комитета Севера профессор Иркутского университета Э.Б. Петри организовал экспедицию по антропологическому и этнографическому исследованию сойотов. Из материалов этой экспедиции, хранящихся в библиотеке Иркутского университета, я узнал, что сойотов в то время насчитывалось 256 человек обоего пола. Проживали они в селах Нурай, Монды Тункинского района, в Монголии и в местностях Ильчир, Улзыта, Хоньчон, Хан-Модон, Хазалхы, Бурэн-Гол Окинского района. Были среди них земледельцы, скотоводы, скотоводы-оленеводы и чисто оленеводы. Все они искусно владели охотничьим и рыболовным ремеслом, сохранили свою самобытную культуру, старики помнили свой язык. Исследования Э.Б. Петри опровергли утверждения некоторых авторов о том, что сойоты забыли свой язык в начале прошлого века. В то же время Э.Б. Петри признал невозможность организации национально-территориального образования из-за разбросанности сойотов на значительной территории и рекомендовал, как может государство помочь развить культуру и просветительство, как сохранить традиционный уклад жизни и быта сойотов.

Дальнейшее развитие событий показало, что ученый недооценил способность сойотов к саморганизации. Проявившийся в то время интерес государства к сойотам, как к самостоятельному этносу, активизировал их этническое самосознание. В верхнем течении Оки создается Сойотский туземный родовой Совет, организуется несколько коллективных хозяйств. Сойот Жалсарай Замбалов избирается членом БурЦИК, как представитель, как в то время писали, малой народности Севера.

В последующие годы государственная политика нивелировки национальных особенностей, репрессии и прямое давление на этническое сознание сказались и на сойотах. Уже в 40-х годах, когда образовался Окинский район, ни в одном документе не упоминаются сойоты, был упразднен и Комитет народов Севера.

Второй не менее жестокий удар по сойотам был нанесен в 1963 году, когда была ликвидирована, как непродуктивная традиционная сфера хозяйственной деятельности сойотов — оленеводство. Затем организуется госпромхоз, за штатными охотниками которого закрепляются лучшие охотничьи угодья. Так сойоты были лишены традиционных, корневых основ культуры и хозяйственной деятельности. Но, как свидетельствует Л.Р. Павлинская, этническое самосознание сойотов, несмотря на утрату языка и многих черт традиционный культуры, всё ещё сохраняется. Более того, наблюдается явная тенденция к его возрождению.

Стоило подуть свежим ветрам перемен, как этот процесс начал активизироваться. Был создан Сойотский центр культуры. На сельском сходе в селе Сорок было принято решение о восстановлении статуса национального территориального сельского Совета, сход обратился с просьбой к районному Совету республики по этому вопросу. Более того, сойоты выходят и на международную арену. Заключён договор о сотрудничестве с Центром коренных народов Америки и Канады. Это стало возможным в связи с приездом в Оку секретаря этого центра доктора Хорхе Квинтана, индейца по национальности.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей еще на один немаловажный фактор. Возрождение сойотов органично вписывалось бы в «Комплексную программу политики землепользования для Российской территории бассейна озера Байкал». Согласно этой программе, на территории Окинского района предусматривается создание естественно-антропологического заповедника. Многовековой опыт сойотов, которые жили в гармонии с природой, имели бесценную охотничью культуру, восстановление традиционных отраслей хозяйствования имело бы непреходящее значение. Хочется верить, что Президиум Верховного Совета республики с пониманием отнесется к судьбе сойотов. Ведь каждая, пусть самая малочисленная народность имеет право на существование, а её культура обогащает культуру всех народов мира.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.