Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

16.05.2024 16:28 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПУТЬ ПРЕДКОВ И ИХ ПОТОМКИ

Автор: Оюндари Дыржинова, Информаторы: Валентина Батаевна Тулуева, Елена Дамбаевна Данцаранова, Николай Хандакович Папаев

Родословная летопись окинского народа хранит много тайн и уходит в глубь далеких столетий. И потому в наше время, сложно представить жизнь наших предков, живших сотни лет назад. Но исторические факты документальных материалов дают возможность представить жизненный путь и быт наших предков. Если сравнить современный мир, в котором мы живем, по отношению к столетней давности то, естественно, кардинально отличается. Наше время — это эпоха развития инновационных технологий во всех сферах жизни человека и всё больше в жизнь людей входит современные технологии.

В последние десятилетия, почти каждый человек, стал изучать свои корни — об отношении к тем или иным родам, племенам хонгодоров, бурят или сойотов. Но есть и другие племена, о которых мало кому известно. Как раз, об этой малоизвестной всем родословной своих предков по материнской линии хочу описать в нескольких «словах».

До недавнего времени род Замбаловых считался сойотами из рода Хаасут. Но, из рассказов старейшин мы узнали, что они являются потомками урянхайской племени алтайской группы с тотемным знаком волка, переселившие из далекого горного Алтая, с побережья озера Ая. Это северо-западная часть Алтая вблизи города Горноалтайск. Вообще стоит отметить, что благодаря сведущим людям, история нашего рода Замбаловых начинается с переселения в Оку через горные хребты Алтая и Тывы, т. к. Алтай, Тыва и Ока граничат горными хребтами, а на юге вдоль трех территорий Алтая, Тывы и Оки проходит граница Монголии. Мы не можем точно предположить годы переселения наших предков на территорию Тувы, но информации, дошедшие от старейшин рода через поколения, о том что наши близкие по родству люди живут в Республике Тыва, свидетельствует рассказ тёти Бомбой нагасы, которая в далёкие 1970-е годы ездила отдыхать на источник Жойган или Чойган по-тувински, где встречались представители родов с двух сторон — Оки и Тывы. На сегодня двухсторонняя связь полностью прервана, да и тех кто, ездили туда давно уже в мире ином.

На данный момент род Замбаловых насчитывает примерно 10 поколений. В прошлом старейший архивист Окинского района Лидия Жалсараевна Замбалова составила Древо рода, который начинается с имени предка Помхо и далее Ендон, Дамдин, Замбал. Это бесценный подарок для потомков рода Замбаловых. Она рассказывала, что один из последних предков по имени Замбал имел двух сыновей: Шагдар и Жабхуунай, которые перебрались в Оку из Тувы и поселились в самых нижних кустах, на территории нынешнего Бурунгольского поселения. Они обзавелись семьёй и хозяйством. Именно с них и начинается окинская ветвь рода Замбаловых.

Надо отметить, что в нашем роду были сильные шаманы заарины и шаманки, да и искусные мастера кузнецы и чеканщики по серебру и золоту. Как мы знаем, каждый шаман после прохождения своего земного пути обязательно должен передать свой дар своему наследнику или потомку рода. И потому, старшему сыну Замбала Шагдару был передан шаманский дар. Сын Шагдара Шагжа тоже был шаманом, Шагжа в свою очередь тоже передал свой дар своему сыну, но его сын умер молодым по дороге в Аларь. Один из последующих шаманов из рода Замбаловых был Дамба Замбалов, который погиб в СВО на Украине. У Шагдара, кроме сына Шагжа было ещё пятеро дочерей, двое из которых были проданы в Аларь ямщику из Нукутского района за два мешка муки, ныне потомками одной из дочерей являются Даниловы. Самая младшая дочь Сырен-Нядбад была одной из первых комсомолок Оки, принимала активное участие в строительстве Советской власти в Оке, была грамотной, проводила большую работу среди женщин-тружениц, занимала важную роль в общественно-политической жизни хошуна, в женотделе проводила работу по ликвидации неграмотности среди женщин, сельчан, работала в Красной избе, избе-читальне, где создавались разные кружки.

Второй сын Замбала Жабхуунай имел 12 детей, в том числе 9 сыновей и трое дочерей.

Сыновья: Бата (голова (глава) Управы), Доржо (служащий Управы), Шултэм (охотник), Радна (охотник), Тубан (мастер кузнец и чеканщик серебряных изделий, хуварак Жэлгэнского дацана), Гур-Базар (последний мастер кузнец и искусный чеканщик серебряных изделий, хуварак Жэлгэнского дацана), Жалсарай (работал председателем 3-х сомонов с 1925 по 1938 гг., заместитель председателя и член личного состава Пленума Окинского ХИКа, делегат 6-го съезда как партийный член БурЦИКа БМАССР от 25 января 1931 г.) и братья-близнецы были проданы в Аларь, в возрасте 14 лет погибли при пожаре. Дочери: Долгор, Убу и Найдан (охотник, оленевод).

БАТА — СТАРШИЙ СЫН

ЖАБХУНАЙЯ

Старший сын Жабхунайя Бата работал в должности голова Управы. В хронике событий Тункинского района написано: В 1889 году упразднена Тункинская степная дума. И Тункинское ведомство разделилось на три инородные управы и одно самостоятельное родовое управление. В Окинском крае, в связи с отдаленностью и малозаселенностью, где население насчитывалось всего 1442 души обоего пола, установили отдельное родовое управление, непосредственно подчиненное Иркутскому окружному полицейскому управлению. («Тунка: история и современность», 1998, с.30, У-У, «Буряад үнэн»). Бата Жапхунаевич как голова Управы часто ездил в Аларь с земляками-окинцами: на гужевых лошадях возили пушнину и различные товары для обмена на муку, продукты и товары первой необходимости. В один из поездок в Аларь украл девушку прямо со свадьбы и привёз в Оку. Как я упомянула выше об алтайском происхождении рода Замбаловых, также жена Бата Жапхунаевича оказалась тоже из урянхайской племени алтайской группы, но оба племена относятся к разным родам. Её предком был заарин шаман, воин-предводитель тысячник 4-х знамён. Всё это выяснили позже, когда обратились к шаманам. Вот такая история получилась по выявлению родового истока. Вызывает недоумение к нашим старейшинам рода, то что они ничего не знали про невестку старшего брата, украденной из далекой Алари. И возникают очень много вопросов, конечно, без ответов.

Семейное счастье молодожёнов было недолгим, но в браке родились две дочери Сурум и Нуржим. Жизнь жены, к сожалению, была короткой. Поэтому, никто из наших родственников ничего не знает про неё, даже имя её никому не известно. Возможно, никто из её родственников и не приезжал за ней в Оку, поискать. Также нам не известно в каком году умер и Бата Жапхунаевич. Известно то, что до 1920 года входил в состав руководителей Окинского хошуна.

Итак, старшая дочь Бата Жапхунаевича Сурум Батаевна родилась в 1910 году в местности Бурэнгол Окинского хошуна Тункинского ведомства Иркутской губернии. С раннего детства начала трудиться, помогала взрослым по хозяйству. Рано оставшись сиротой, воспитывалась у родной тёти Найдан Жапхунаевны Гушеевой. Вместе с ней она пасла скот, оленей. В 1928 году её отправили по линии комсомольской ячейки на 2-х годичную учёбу руководящих кадров. После окончания курса начала работать при Окинском хошунном исполнительном комитете (ХИК). Три раза избиралась в состав ХИКа на пленуме ХИКа Тункинского аймака Бурят-Монгольской АССР. («Аха», 1998, с.3, «Из доклада Г.Токуренова»)

Когда начали создаваться первые коммуны и сельхозартели Сурум одним из первых вступила в ряды Коммунистического Союза Молодёжи (КСМ). Была активной, энергичной и грамотной девушкой. По социальному происхождению относится к сословию колхозник — батрак. В Красной юрте учила грамоте всех слоев населения — от мала до велика. Вместе с другими активистами девушками-комсомольцами ездила по дальним животноводческим стоянкам с передвижной Красной юртой, проводили делегатские собрания, обсуждали вопросы о задачах хошисполкома, лекции про новую власть, коммуну и т.д. Также были созданы избы-читальни, «Дом туземцев», «Дом бурятки» и различные кружки: по домоводству, художественной самодеятельности, чтения, занятия по ликвидации неграмотности и приобщению к культуре, медицинские консультации по охране материнства и младенчества, по выпечке хлеба, по стирке белья, по уборке жилищ и др. виды занятий. Сурум Батаевна вложила много труда и энергии в вовлечение женщин Оки в общественно-политическую жизнь хошуна.

В 1931 году вышла замуж за Хандыева Гомбо-Жапа Лопсоновича. Гомбо-Жап Лопсонович уроженец улуса Хара-Хужир, родился в 1910 году в многодетной (8 детей) семье Хандыевых Лопсона и Цыпил. В конце 20-х и начале 30-х годов вместе с Дамба Ендоновым возглавлял хошунный комитет партии. Один из ярких личностей комсомольско-партийной ячейки, был смелым, весёлым, деловым партийным руководителем, активист и член Окинского сомона, в 1933 году избран в личный состав Окинского Пленума ХИКа Тункинского аймака. По факту дважды избирался в личный состав Пленума ХИКа. По социальному сословию колхозник — середняк. Партийность — член ВКП(б). («Аха», 1998, с.3 «Из доклада Г.Токуренова»)

Из хроники летописи Окинского края известно, что в 1927 году хошун и сомоны были упразднены и образован Окинский сомон на территории бывшего хошуна. В 1929 году был образован Сойотский сомонный Совет (с 1931 года Сойотский туземный родовой Совет), с января 1932 года восстановили Окинский хошун и образованы Орликский и Бурэнгольский сомонные Советы. (Д.Ц-Б. Шарастепанов, «Ока: годы и люди», 2008, с.17, УУ-изд. ОАО «Респ.типогр.»)

В 1932 году у супругов Сурум Батаевны и Гомбо-Жапа Лопсоновича родился сын, нарекли его именем Ким. В 1937 году в семье Хандыевых произошла немыслимая трагедия с их сыном. Пятилетний Ким трагически погиб при пожаре. Случилось это когда родителей не было дома. Их сын оставался дома с племянником отца — Михаилом. Поговаривали, что одна женщина из-за черных помыслов ревности или же зависти к жене Гомбо-Жапа Лопсоновича подговорила одного слабоумного мужчину-инвалида совершить поджог дома с их ребёнком. Выдворив маленького Михаила, он запер их сына Кима в избе и совершил этот ужасный поступок. Михаил был сыном двоюродной сестры Гомбо-Жапа, которая умерла. Оставшего без матери мальчика, семья Гомбо-Жапа взяли его к себе на воспитание.

После той трагедии Гомбожап

Лопсонович морально не выдержав большое горе, впал в глубокую депрессию и решил уехать подальше, в Тунку. В этот же год началась вторая волна чистки партийных рядов. По хронике событий первая чистка партийных рядов была начата с 9 февраля 1934 года. Следующая чистка среди руководителей и служащих ХИКа относится к 1937-му году. В эту чистку попадают Гарма Жамбалович Токуренов и Гомбо-Жап Лопсонович Хандыев. 19 ноября 1937 года решением ОТИК НКВД по ст.ст. 58-7, 58-11 УК, как «враг народа» арестованы и репрессированы сотрудниками органов НКВД Гарма Жамбалович Токуренов и Гомбо-Жап Лопсонович Хандыев и отправлены в Кыренскую тюрьму. В течение одного года и 6 месяцев держали их в тюрьме. Но 4 мая 1939 года освобождены из-за недоказанности вины. («Книга Памяти тружеников тыла Окинского района», 2010, с. 293, У-У, изд. ОАО «Респ.типогр».)

Из доклада о работе Тункинского АК ВКП(б) о ликвидации последствий вредительства в аймаке посчитали злейшим врагом народа от 15 мая 1938 года следует: Сидевшие долгое время в партийно-советском руководстве БМ АССР злейшие враги народа: Ербанов, Маркизов, Доржиев, Похосоев и др. своей вредительской работой нанесли большой ущерб хозяйственно-культурному строительству республики, создавая искусственное недовольство Бурят-Монгольского народа. Для этой цели враги народа расставляли свои кадры контрреволюционных буржуазных националистов, троцкистов, шпионов, и вредителей в аймачных руководящих партийно-советских и земельных органах... В настоящее время классовые враги разоблачены органами НКВД при активном участии трудящихся, под руководством партии Ленина-Сталина.

Партийная организация аймака разоблачила и изгнала из своих рядов немало врагов народа, шпионов, вредителей, диверсантов, кулаков, лам и бандитов. («Тунка: история и современность", 1998, с.30, У-У, «Буряад үнэн») Далее в списке числятся из руководителей Окинского ХИКа: Токуренов и Хандыев.

«После ареста Гарма Жамбаловича Токуренова и Гомбо-Жап Лопсоновича Хандыева их супруги Сурум Батаевна и Янжима Дамбиевна поехали за ним и носили передачу своим мужьям».

(Из воспоминаний Пурбы Сыденовны Марзаевой, в то время они с мужем Лопсон-Даша Максаровичем жили в Кырене по долгу службы мужа.) Лопсон-Даша Максарович Марзаев в декабре 1938 года был избран секретарем Тункинского аймкома партии ВКП(б) и оттуда, в августе 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Но в мае 1942 года Пурба Сыденовна получила известие о том, что капитан Советской Армии, старший политрук Лопсон-Даша Максарович Марзаев пропал без вести. («Аха», 2018, № 26, с. 6, О. Дыржинова «В капле росы отражается луч солнца»)

Сурум Батаевна с Пурбой Сыденовной были очень близкими подругами и во всём поддерживали друг друга, дружили семьями. И в эти трудные годы они очень тесно общались. Когда семья Марзаевых переехала жить в Кырен Сурум Батаевна часто бывала у них. Сурум Батаевна была умелой мастерицей по пошивам одежды. Поэтому она всех обшивала и в то же время была искусным кулинаром. У неё получались очень вкусные пирожки. В течение года и 6 месяцев Сурум Батаевна всегда была рядом с мужем и носила передачи, поддерживала его во всём. По истечении времени их отпустили на свободу, как ошибочно задержанных и якобы в процессе своей практической работы по ликвидации последствия вредительства парторганизация, в лице аймкома ВКП(б), допустила грубую ошибку, выражавшуюся в том, что не различив друга от врага, не проверив детально поступившие материалы на членов ВКП(б), исключила из партии честных коммунистов. («Тунка: история и современность», 1998, с. 141, У-У, «Буряад үнэн»)

Это было время страшной трагедии в истории нашего государства, вызванное культом личности И.В. Сталина. (Д.Ц-Б. Шарастепанов)

После того как отпустили их из тюрьмы, Гарма Жамбалович вернулся в Оку, а Гомбо-Жап Лопсонович устроился на работу в Тункинскую аймачную редакцию газеты «Красное знамя» с. Кырен в качестве зам. редактора. В то время редактором газеты работал его близкий друг и земляк Даша-Дондип Шарлаевич Аюшеев, возможно позвал к себе и предложил работу. Сын депутата Верховного Совета БМ АССР Аюшеева Шарлая Убушеевича. Но внезапно его жизнь оборвалась трагически. 24 июля 1939 года во время купания он утонул. Газету «Красное знамя» в те годы подписывал в качестве зам. редактора Гомбо-Жап Лопсонович Хандыев. («Аха», 2015, № 23, с.7, «В Саянах»)

В 1942 году Гомбо-Жап Лопсонович Хандыев был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в битве за Москву. Дальнейшая его судьба неизвестна. Пропал без вести в феврале 1944 года. Сурум Батаевна проводя мужа на фронт переехала в г. Улан-Удэ и в феврале 1942 года родила дочь Валентину. Во время Великой Отечественной войны работала на швейной фабрике, где шили из выделанных овечьих шкур полушубки, шапки, варежки и отправляли на фронт. Маленькая Валя вместе с другими детьми помогала матери. Она вдевала нитки в иголки, и это хоть как-то ускоряло процесс производства шитья. В день, когда закончилась Великая Отечественная война, 9 Мая 1945 года, она была с мамой на фабрике. Тогда Валентине Батаевне было всего четыре года. Но она очень хорошо запомнила этот день. Их собрали в большом зале, где на стене висели портрет Сталина и большой плакат: «Родина-Мать зовёт!» После торжественного митинга всем детям раздали по одному большому прянику красного цвета. Незабываемый вкус этого пряника, как и тот радостный и светлый день, запомнила на всю жизнь. А муж Гомбо-Жап Лопсонович так и не вернулся с поля боя. После войны Сурум Батаевна с дочерью вернулась в родную Оку. Оставив дочь у Найдан нагасы, Сурум Батаевна поехала обратно и проработала на этой фабрике до 1951 года. Когда дочери было девять лет, Сурум Батаевна тяжело заболела и вернулась домой, но прожив недолго умерла в марте 1951 года. Похоронена в местности Бурэн-Гол. А дочь Валентину взяла к себе жить сестра отца Найдан Жапхунаевна. Единственная женщина-охотница и оленевод Оки. Её единственный сын Нанзыт Жугдырович Гушеев погиб в боях Вели- кой Отечественной войны в 1944 году и похоронен в Венгрии в селе Пустовин. Следует сказать, что когда Сурум Батаевна работала на фабрике, дочь Валентина ходила в Бурэнгольскую начальную школу в местности Шулуутай Тала и жила у Найдан нагасы. А Найдан Жапхунаевна работала при школе кухаркой. Вместе с ней под присмотром Найдан нагасы жила и ходила в школу и Галина, дочь Нуржим Батаевны. Только, она на два класса ниже училась. Валентина Батаевна вспоминает, что Найдан нагаса пекла очень вкусный хлеб. И первый кусок всегда отдавала девочкам. Они жили в пришкольном интернате вместе с другими детьми очень дружно. Рассказывает, что за печкой в интернате стояла кровать, где девочки спали вдвоём, а рядом располагалась Найдан нагаса. А остальные дети спали в общей комнате. Вот такие привилегии имели, можно сказать. В свободное от занятий время гостили у родителей Галины. В то время они жили в долине местности Дэбhэг. Валентина Батаевна говорит, что сколько помнит Галина всегда сидела с иглой и шила, обшивала куклу. Хорошо знала её родителей. Потом Валентину, как сиротку, отправили учиться в Кяхтинскую школу-интернат № 3, которую успешно окончила. Помимо учебы она получила специальность прядильщицы 4-го разряда. После школы некоторое время работала на тонкосуконной фабрике г. Улан-Удэ. Затем вернулась в Оку, где вышла замуж за Климента Дашеевича Тулуева.

Вся дальнейшая трудовая деятельность Валентины Батаевны связана с детьми. В 1980-е годы поступила в БГПИ имени Доржи Банзарова по специальности «Учитель начальных классов» — заочной формы обучения. Отучилась три года. Но, после трагической гибели двух старших сыновей оставила учебу. Поэтому, имеет незаконченное высшее образование. Работала воспитателем в пришкольном интернате Орликской средей школы, учителем начальных классов, а после выхода на заслуженный отдых проработала ночной няней. Общий трудовой стаж в сфере образования составляет около 40 лет. Вместе с мужем Климентом Дашеевичем вырастили и воспитали пятерых детей.

За добросовестный и многолетний труд Валентина Батаевна удостоена звания «Ветеран труда», награждена юбилейными медалями «90 лет Республике Бурятия», «75 лет Окинскому району», «80 лет Окинскому району», «Дети войны», а также медалью Материнства II cтепени. Поощрена многочисленными почетными грамотами и благодарностями Окинского отдела образования, Министерства образования РБ «За успешную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения». Валентина Батаевна живёт и здравствует в с. Орлик.

Валентина Батаевна несмотря на то, что росла сиротой, без внимания матери и отца, выросла достойным человеком и продолжила дело родителей, став педагогом, передала знания нескольким поколениям и это достойноуважения! 

Вторая дочь Бата Жапхунаевича Нуржим Батаевна Замбалова родилась в 1913 году в местности Бурэнгол. Рано лишившись родителей воспитывалась у родных братьев и сестер отца. С раннего детства начала трудиться. Помогала в хозяйстве, по дому. Когда начали создаваться первые сельскохозяйственные артели, была в первых рядах коммунистического союза молодёжи. Участвовала в общественной деятельности вновь созданной организации, вступила в члены коммуны. Работала пастухом. На лошадях, впряженных в сани, перевозила различные товары из Монд.

В 1933 году по Окинскому хошуну было создано 14 коллективных хозяйств. В связи с образованием Сойотского туземного родового Совета в 1931 году, было создано шесть коллективных хозяйств, в том числе, охотничье-оленеводческое хозяйство «Ногоон Уула» в улусе Ильчир. И это неспроста, было принято решение собрать всех сойотов в одном хозяйстве. Поэтому, почти все родственники — Замбаловы были включены в члены данного хозяйства. Нуржим Батаевна не была исключением и начала трудиться в сельскохозяйственном артеле «Ногоон Уула» и жили в улусе Ильчир.

Потом вышла замуж за Иванова Шагжа Сыреновича. В 1936 году у них родился первенец Василий. Но в возрасте трёх или четырёх лет умер от болезни.

Шагжа Сыренович уроженец улуса Балакта, 1908 года рождения. Семья была многодетной, а он самым старшим. Помогал родителям в хозяйстве и в воспитании младших братьев и сестру. Но его родители умерли рано, и он все тяготы взял на себя как самому старшему, пришлось присматривать за братьями и сестрой. Сестра Даря была самой младшей. В 30-х годах Шагжа Сыренович одним из первых вступил во вновь созданную сельскохозяйственную артель «Ким» улуса Балакта. После, когда поехал работать на Батогольский рудник, сестра тоже поехала с ним и работала шахтёром рядом с ним. С Нуржим Батаевной встретились в то время, когда трудился на Батогольском руднике. В начале Великой Отечественной войны на графитовом руднике в Батоголе началась интенсивная добыча графита в связи с заданием Комитета обороны СССР о срочном увеличении добычи высококачественного графита для нужд фронта. Графит применялся для получения графитовой смазки, применяемый для смазки направляющих рельсов на залповых минометных установках «Катюша». Нуржим Батаевна работала горнорабочей, а муж шахтером. Шагжа Сыренович проработал на руднике до весны 1943 года. Призван в действующую армию в мае 1943 года и направлен на Западный фронт. Проводя мужа на войну Нуржим Батаевна осталась, будучи беременной дочерью и переехала жить в семью родной дяди Замбалова Жалсарая Жапхунаевича. В то время жена дяди Бадма Ринчиновна Самбаева работала конюхом аймисполкома Окинского хошуна, а дядя был репрессирован в 1938 году и освобожден 4 мая 1939 года по болезни. По рассказам дочери Лидии Жалсараевны отца привезли на носилках еле живого, исхудавшего, тяжелобольного из Кыренской тюрьмы. Прожив чуть более двух месяцев, его не стало 20 июля 1942 года. Его семье помогал его старший брат Тубан. В молодые годы служил в Жэлгэнском дацане хубараком и был мастером чеканщиком и кузнецом. Так и не обзавелся семьёй. Помогал семье брата в хозяйстве, в воспитании детей. По воспоминаниям Лидии Жалсараевны, в день рождения Галины, было очень холодно и снега было много. Роды принимала бабушка Аюша, жившая недалеко у подножия Тарханай жалга. Жили очень бедно, не в чем было завернуть родившего малыша. Так как у сестры Марии был козий полушубок, её и попросили снять, чтобы завернуть ребёнка. Вот такое было время. Так и жили большой дружной семьёй, пока не случилось горе. Через шесть месяцев после рождения дочери Нуржим Батаевна внезапно умерла от заражения крови, случайно наступив на ржавый гвоздь. А до этого работала наравне с остальными: возила груз из с. Монды в Орлик, работала скотником-пастухом. Осиротевшую девочку отдали на воспитание в семью другого дяди Гур-Базар Жапхунаевича и Дари (Шарлай) Тудыповны Шагдуровой (Нуртаевой). Шагдурова по фамилии первого мужа, который умер после смерти дочери. У Дари Тудыповны была дочь, которая трагически умерла в возрасте пяти лет. Когда она играла во дворе, рядом толпились стадо коров и один бычок задел маленькую девочку рогами. Из-за полученной травмы девочка умерла. После смерти мужа Дари Тудыповна вышла замуж за Гур-Базар Замбалова. В 1940-м году случился несчастный случай, Гур-Базар Жапхунаевич попал в аварию вместе с братом Дари Тудыповны Дамба Тудыповичем, во время перевозки стога сена через два холма, из хайрхан местности Жаргаланта в местность Мойлто. В то время Дамба Тудыпович работал в должности зав. МТФ. В этой аварии брат Дари Тудыповны скончался на месте, попав под сани с сеном, а Гур-Базар сильно повредил ногу.

Весной 1944 года маленькая Галина обрела новую семью. Они жили в местности Улэнтэй. Держали своё хозяйство и подсосный скот колхоза. Гур-Базар был искусным кузнецом. Ковал различные снаряжения для лошадей из серебра, бронзы, латуни, железа. Также изготавливал различные женские украшения из серебра. А Дари Тудыповна в военное время шила овчинные тулупы, варежки, вязала носки в фонд обороны. Всем этим навыкам научила дочь Галю, которая любила шить с малых лет рядом с матерью. У дочери была своя маленькая швейная машина, на которой училась шить.

По воспоминаниям Лидии Жалсараевны маленькая Галина напоминала Сурум Батаевну, которая была такой же шустрой и очень любила шить. А Валентина, наоборот, походила на Нуржим Батаевну, которая была очень тихой и спокойной.

Галина в семье дяди росла в окружении любви и доброты, не зная сиротской доли. В возрасте девяти лет пошла в Бурэнгольскую начальную школу в местности Шулуутай Тала. Так как она была маленького роста, записали её возраст, уменьшив на два года. Она была удочерена как Замбалова, но позже записали её по фамилии отца — Иванова. Её отец Шагжа Сыренович погиб в боях и похоронен в деревне Николаевка Николаевской области. А детям — сиротам погибших воинов тогда выдавали паи (продукты питания, кусок материи) и пособие.

Галина Шагжеевна рассказывала, что в детстве ничем не была обделена. Наоборот, была одета и обута: так как мать была искусной портнихой, а отец мастером чеканщиком. По её мнению, родители слишком баловали её. Отец баловал ее серебряными кольцами, браслетами, а она играла с ними, теряла их или же отдавала кому-нибудь. Отец, как инвалид, не был мобилизован. Приёмные родители прожили долгую и счастливую жизнь.

В послевоенное время Галина, как и все дети, рожденные в военное время, наравне со взрослыми участвовала в сенокосе, стрижке овец, гуртовании животных и т.д. После окончания восьмого класса поступила в педагогическое училище г. Улан-Удэ. Но после первого курса вынуждена была оставить учебу из-за травмы головы. Впоследствии эта травма сказалась и на здоровье: всю жизнь страдала хроническим повышенным давлением.

Трудовую деятельность начала заведующей сельским клубом в улусе Алаг-Шулун. Затем, работала заведующей сельским клубом улуса Хужир. Талантливо исполняла бурятские народные песни. Была активной участницей смотра художественной самодеятельности. В 1965 году вышла замуж за Дыржинова Андрея Жанчиповича. В 1972 году всей семьёй переехали в аймачный центр с.Орлик. Она устроилась на работу в общий отдел аймисполкома секретарем-машинисткой, затем много лет проработала заведующей общим отделом райисполкома. Немало лет отдала архивной службе и ЗАГС, где многим молодоженам района зарегистрировала законный брак.

Галина Шагжеевна — ветеран художественной самодеятельности, удостоена звания «Ветеран труда», награждена медалью Материнства II степени, почетными грамотами райкома ВЛКСМ, КПСС, аймисполкома Совета народных депутатов трудящихся и партийно-профсоюзной организации, правления колхоза за многолетний и добросовестный труд, за активную работу по пропаганде и распространению газеты «Сельская жизнь», поощрена дипломами за активное участие в смотре художественной самодеятельности.

В 1995 году по состоянию здоровья ушла на заслуженный отдых. Но не сидела без дела. Имели большое хозяйство. Держали коров, овец, свиней. Также много времени уделяла шитью одежды. Была искусной мастерицей по шитью бурятской национальной одежды, кроила и шила пальто, телогрейки, куртки... Обшивала внуков.

С супругом Андреем Жанчиповичем родили и вырастили пятерых детей.

Галины Шагжеевны не стало 28 августа 2007 года после продолжительной болезни.

Более века прошло со времен нашумевшей истории поступка нашего прадеда, как украл и привёз жену с Алари Бата Жапхунаевич Замбалов. И мы, его потомки спустя более ста лет «возвращаем — оживляя», «наблюдаем — исследуя» его тернистый путь. Судьба его двух дочерей тоже не в лёгкое время прошло. Всё это — путь наших предков. На первый взгляд мало чем отличается жизненный путь, но у каждого своя судьба, своя жизнь. Время было неспокойное, да и сознание людей тоже было другим. Но мы, благодарны всем: нашим родителям и их родителям, и далёким предкам, за то, что мы живём и чтим память здесь и сейчас, и продолжаем жизненный путь дальше, храня и неся историю нашего рода Замбаловых.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.