Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

23.11.2020 09:57 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Школа-интернат для сойотов выиграла грант на развитие сойотского языка и культуры

Автор: Ольга Бартаева

12 ноября исполнился бы 81 год скромному великому ученому, монголоведу, тюркологу, востоковеду Валентину Ивановичу Рассадину. В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о его выдающихся заслугах в изучении и восстановлении вымирающих языков, в т.ч. сойотского, и той огромной работе, которой он посвятил всю свою жизнь. Его проект по сойотскому языку можно считать одной из первых попыток оживить исчезающий язык и вернуть его потомкам бывших носителей.

Сорокская школа-интернат единственная в Республике Бурятия, да и не только в республике, во всем мире, где изучают сойотский язык.

Сорокская школа была основана в 1928 г. За 90 лет существования школа выпустила 56 выпусков – это около 1015 выпускников. Среди выпускников этой школы много врачей, учителей, юристов, агрономов, зоотехников, механизаторов, воспитателей, программистов, экономистов, военных, представителей многих других профессий.

Учителя школы-интерната принимают активное участие в районных, республиканских конкурсах: «Лучший по достижениям», «Лучший учитель», «Учитель года» «Сердце отдаю детям», «Эрхим багша», «Аятку алагумни», «Фестиваль молодых учителей», «Шаг вперед», а также в разных спортивных соревнованиях и спартакиадах.

Важным событием для села Сорок и всего Окинского района явилось признание коренного народа Оки – сойотов – малочисленной народностью России в 2000 году. В 2005-2006 учебном году начали изучать сойотский язык. Первым учителем сойотского языка стала Сэсэгма Семеновна Гармаева – наша выпускница, прошедшая обучение у самого профессора Валентина Ивановича Рассадина.

Очень важно, что и сегодня Сорокская школа-интернат не стоит на месте, а сделала и продолжает делать очень многое для развития и изучения сойотского языка. Так, в этом году школа-интернат приняла участие в конкурсе Комитета межнациональных отношений и развитию гражданских инициатив Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия и выиграла грант на реализацию проекта «Интерактивный комплекс для изучения сойотского языка и культуры».

- В Сорокской сойотской школе-интернате сойотский язык осваивается обучающимися как родной. Несмотря на наличие традиций преподавания родного языка как предмета, существует ряд проблем, которые требуют особого внимания и решения. Так, например, нет систематических методик преподавания сойотского языка, отражающих все его аспекты, есть лишь методические материалы по отдельным аспектам и темам, как например, «Язык сойотов Бурятии» (Рассадин В.И., 2012 г.,), «Пособие для изучающих сойотский язык» (Патаева В.Д.). На начальной ступени сойотский язык изучается с использованием «Букваря» (Рассадин В.И., 2009 г.). Имеются такие словари для школьников: «Сойотско-бурятско-русский словарь» (Рассадин В.И., 2003 г.), «Сойотско-русский словарь» (Рассадин В.И., 2006 г.).

Среди проблем изучения и преподавания сойотского языка наиболее остро стоит проблема мотивационного характера. Среди факторов, влияющих на появление и рост интереса к сохранению и изучению сойотского языка особое место занимают психолого-педагогические факторы, связанные с поиском внутренних механизмов мотивации к изучению родного языка и диктующие применение современных средств и технологий в преподавании родного языка в соответствии с возрастными и национально-ментальными особенностями учащихся.

Именно поэтому на сегодня приоритетным для учителей нашей школы является активизация деятельности по разработке и реализации инновационных программ, совершенствование методики обучения, модернизация учебно-методического обеспечения средствами интерактивного комплекса для изучения сойотского языка и культур, – прокомментировала директор школы-интерната Зоя Ниндакова.

В рамках реализации этого социально-значимого проекта разработаны современные учебно-наглядные и интерактивные пособия по изучению сойотского языка, такие как плакаты, карточки с буквами и словами, караоке с детскими песнями, интерактивные куклы, говорящие на сойотском языке, микрофон с детскими песнями.

- Мы уверены, что такие наглядные материалы, безусловно, будут вызывать огромный интерес наших детей на уроках сойотского языка. Если рассказывать подробнее, то это четыре интерактивные куклы в традиционных национальных костюмах – 2 девочки, 2 мальчика. Девочку зовут Сайлыка, мальчика – Самай. Мальчик и девочка могут вести между собой диалог, петь песни, и всё это на сойотском языке. Также дети могут использовать микрофон с караоке, где есть запись многих песен переведенных на сойотский язык, например, «Чунга-Чанга». Игрушки изготовлены на фабрике игрушек «Весна» г. Киров. Хотелось бы отметить, что куклы и микрофон тиражируются, т.е. их можно заказать и другим нашим образовательным учреждениям. Еще есть раздаточный материал по сойотскому букварю – набор карточек с буквами и словами сойотского алфавита. Кабинет сойотского языка благодаря выигранному гранту тоже стал выглядеть презентабельным, солиднее с приобретенными стендами и наглядными раздаточными материалами. Стены кабинета теперь украшает комплект ярких и качественных плакатов формата А1 на следующие темы: алфавит, моя семья, тело человека, птицы, домашние животные, дикие животные, рыбы, числа, времена года, деревья. Надеемся, что после снятия ограничений из-за COVID-19 у нас будет возможность провести достойную презентацию для всех желающих, – рассказала нам учитель сойотского языка Светлана Дугарова.

Коллектив Сорокской сойотской школы-интерната выражает огромную благодарность консультанту, куратору проекта, руководителю Республиканского центра развития бурятского языка Министерства образования и науки Республики Бурятия Баиру Балданову, специалисту этого Центра Оюне Забановой, инженеру проекта Саяну Забанову, художнику-аниматору караоке детских сойотских песен Марии Шобоевой, дизайнеру плакатов Сырену Бугалову за неоценимую помощь в подготовке и реализации данного проекта.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.