Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

10.03.2017 10:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 13.03.2017 г.

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ – 25 ЛЕТ

Автор: Дина ДУГАРОВА
заместитель главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» в Кабанском районе

7 февраля этого года исполнилось 25 лет со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Принятие этого закона заложило основные механизмы государственной защиты потребительских прав граждан.

 

До 1991 года в нашей стране нормы, регулирующие защиту прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, которое не было способно в полном объеме регулировать отношения по защите моральных и материальных ценностей граждан.

Закрепляя основные права потребителей и определяя механизм их защиты, Закон «О защите прав потребителей» устанавливает систему органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии формируют национальную систему защиты прав потребителей. В Республике Бурятия одной из форм такого взаимодействия является постоянно действующий орган – Консультативный совет по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по РБ, основной задачей которого является системное решение актуальных вопросов защиты прав потребителей. На муниципальном уровне взаимодействие осуществляется через координационные советы по защите прав потребителей.

В 2012 году было принято постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей», которое определило ключевую роль Роспотребнадзора в национальной системе защиты прав потребителей. С 2013 года ежегодно публикуется Государственный доклад «Защита прав потребителей», который содержит систематизированную аналитическую информацию об общем состоянии правового регулирования отношений с участием потребителей. С 2015 года функционирует общедоступный Государственный информационный ресурс, содержащий информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, результаты проверок, сведений о продукции, несоответствующей обязательным требованиям, судебную практику.

В целях реализации просветительской функции с 2009 года при Центре гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия действует Консультационный центр по защите прав потребителей, а в районах республики – Консультационные пункты, где работают опытные юристы. В консультационном пункте филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кабанском районе» работает юрисконсульт Вторушина Ирина Георгиевна, которая обслуживает населения Кабанского, Тункинского и Окинского районов.

В республике широко применяется практика консультирования посредством «горячих линий». Становятся востребованными публикации с использованием официальных сайтов. На сайте администрации муниципального образования «Окинский район» имеется вкладка «Роспотребнадзор», которая является одним из главных источников необходимой потребителям информации.

Важнейшим информационным поводом для развития правовой грамотности потребителей является Всемирный день защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта. 2017 год пройдет под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Роспотребнадзор в рамках своих полномочий обеспечивает защиту прав потребителей при продаже товаров с использованием сети «интернет», в т.ч. и выявление сайтов, содержащих запрещенную информацию.

В Бурятии продолжается реализация Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», целью которого является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у граждан разумного финансового поведения.

На сегодняшний день законодательство в сфере защиты прав потребителей действует не только применительно к торговле и бытовым услугам, как это понималось ранее, но и ко многим другим сферам.

Данным законом предусмотрены формы участия Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей, где в судах общей юрисдикции защита была поднята на качественно новый уровень.

Сложившаяся в 2014 и 2015 годах сложная ситуации на рынке финансовых услуг и ожидаемый рост просроченной задолженности, прежде всего по кредитам, послужили катализирующим фактором для законодательного закрепления процедуры банкротства гражданина-должника. В связи с чем, 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие «Реструктуризацию долгов гражданина и реализацию имущества гражданина».

Необходимостью минимизации рисков потребителей услуг в сфере выездного туризма и установления гарантий защиты прав туристов обусловлено внесение в мае 2012 года изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В последнее время наиболее активно шел процесс совершенствования правового регулирования в сфере оказания услуг связи. С 1 декабря 2013 года вступил в силу закон, внесший изменения в ФЗ «О связи», ставший известным как закон «об отмене мобильного рабства».

С 1 июля 2014 года вступил в силу ФЗ «О потребительском кредите (займе)», который позволил решать проблемы кредиторов и заемщиков в рамках цивилизованных процедур.

Все вышесказанное в совокупности определяет актуальные задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей, которые нашли свое отражение в разработанном Роспотребнадзором в 2016 году проекте «Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».

Нельзя противопоставлять интересы бизнеса и граждан, поскольку гражданин, как правило, является более слабой стороной и в любом случае должен быть защищен от недобросовестных производителей и продавцов. И это главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.