Семинар по организации разновозрастного обучения в современной школе
8 — 9 июня 2015 года в Бурунгольской средней школе им. С.Г. Дугарова прошёл семинар для руководителей и педагогических работников школ Окинского района по организации разновозрастного обучения в современной школе.
Ведущим спикером семинара был приглашен директор Усть-Илимского экспериментального лицея (Иркутская обл.), член правления Ассоциации лучших школ, кандидат педагогических наук Батербиев Мусса Мазанович.
Батербиев М.М. с коллегами с 1991 года занимается разновозрастным обучением. По специальному приглашению директора Бурунгольской средней школы Туяны Самбяловой он приехал в Окинский район, чтобы поделиться опытом организации такого обучения.
Под разновозрастным обучением понимается организация совместной учёбы детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
В условиях малочисленной сельской школы возникает необходимость проведения занятий, на которых объединяются два, три и более класса, чаще – в начальной школе, реже в основном и среднем звене.
Учебно-воспитательный процесс при организации разновозрастного обучения в Усть-Илимском лицее характеризуется следующими особенностями:
- обучение строится методом «погружения», график погружения рассчитан на 34 недели, по 20 уроков, расчеты производятся по формуле, предложенной М.М. Батербиевым.
- в течение недели изучается один предмет, суббота предназначена для консультаций и сдачи зачетов, данные часы введены дополнительно из вариативной части или за счет платных образовательных услуг;
- физическая культура, музыка, ОБЖ, рисование, черчение и технология изучаются каждую неделю, это так называемые «relaxlessons»;
- в конце каждого полугодия включена зачетная неделя, во время которой учащиеся защищают проекты, сдают зачеты, проводятся интегрированные уроки и уроки в нетрадиционной для коллег, родителей и администрации форме;
- разнообразные формы обучения отрабатываются на практике – индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы;
- на занятиях учащиеся исполняют различные роли:
- ученик – учитель - получают знания;
- ученик — консультант, наставник – обучают одноклассников, осуществляют взаимообучение;
- ученик — корректировщик, оценщик, контролер – организует учебный процесс
Главная идея разновозрастного обучения – взаимодействие учащихся во время учёбы. Что даёт такое обучение ребёнку? Каковы функции разновозрастного обучения?
Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребёнка. Ограниченный круг общения детей в классе, где обучается часто только 2-5 человек, создаёт для них особую психологическую напряжённость. Объединение учащихся разных возрастных групп расширяет их возможности, контакты, способствует развитию личности, взаимопониманию, улучшает и разнообразит их общение, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение и преодолеть монотонность при организации учебного процесса. По данным исследований, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, которое объединяет несколько классов. На таких занятиях у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего и ему поручают некоторые педагогические функции.
Во-вторых, разновозрастное обучение выполняют функцию социальной поддержки:
- помощь старших младшим в организации учебной деятельности;
- поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, оказавшись востребованными, как помощники педагогов при организации работы младших детей;
- более разнообразные и динамичные связи между учащимися требуют от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта детей.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Очень важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающие самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы, берущего на себя ответственность за других.
При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. В разновозрастных группах значительно выше уровень творчества, самостоятельности детей. Срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряжённых ситуациях.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут проявиться и развиться индивидуальные качества, которые в условиях класса оказались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Эксперимент Усть-Илимского лицея показал, что обучение в разновозрастных коллективах требует особой организации учебного материала, необходима совершенно иная структура учебных программ – концентрическая. Концентрический способ построения программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей,
Концентрированное обучение – необходимое условие организации учебного процесса в разновозрастных класса, при котором внимание сосредотачивается на изучении одного-двух предметов за счёт сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня и недели. Одна из форм концентрированного обучения – обучение методом «погружения».
Для отработки контроля разработаны зачетная книжка, индивидуальный лист работы в течение модуля. Учитель отслеживает результативность работы по предмету, администрация школы — в целом по итогам деятельности каждого ученика.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.