Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

04.06.2021 14:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Профильное обучение — веление времени (из опыта школы)

Автор: Лариса Молорова, заместитель директора по УВР МАОУ «Орликская СОШ»

Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием сегодня — создание условий для выбора каждым учащимся того содержания образования, которое наиболее полно соответствует его индивидуальным особенностям и запросам. Наиболее эффективно эту задачу решает профильное обучение. Для учащихся оно выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.

В 2020-2021 учебном году МАОУ «Орликская СОШ» работает в статусе республиканской инновационной площадки «Сетевой дистанционный образовательный кластер Республики Бурятия» (РИП) (распоряжение Правительства Республики Бурятия № 763-р от 11.12.2012г.).

В рамках РИПа в школе осуществляется профильное обучение учащихся 10-11 классов по 4 профилям: технологический, социально-экономический, естественнонаучный, гуманитарный. Профильный (углубленный) уровень учебных предметов ведётся преподавателями БГУ им. Д. Банзарова.

Ценность данной сетевой модели образовательного пространства в том, что она делает каждую сетевую школу в определенной степени конкурентоспособной, востребованной, отвечающей на потребности конкретного ученика, общества, государства.

Введением профильного обучения наша школа решает следующие задачи:

1. Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы среднего общего образования;

2. Создать условия для равного доступа к полноценному образованию всем категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

3. Расширить возможности вхождения подростков в мир современных профессий, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.

Подходит к концу первый учебный год профильного обучения. И каких же промежуточных результатов достигла наша школа, работая в рамках республиканской инновационной площадки?

В 10 классе обучается 22 ученика, качественная успеваемость составляет 60%. Результаты внешней оценки (внутрисетевые мониторинговые исследования) показывают достаточный уровень знаний наших учащихся. 10-классники обучены заниматься в группах, в парах, владеют активными приемами получения новых знаний. 7 учащихся являются победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2 из них стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Дабаев Алдар, ученик гуманитарного профиля, стал победителем регионального этапа 28 Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Его научно-исследовательская работа «Древняя керамика Окинского плоскогорья по материалам находок в местности Тамгата» под руководством В. И. Ташака, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Отдела истории и культуры Центральной Азии Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук и Нимаевой С. А., учителя биологии Орликской средней общеобразовательной школы, получила высокую оценку членов жюри НПК. Алдар является победителем в номинации «Лучший по науке» республиканского конкурса «Ученик года-2021».

Еманов Василий и Дабаев Алдар, ученики 10 класса, заняли 1 место по практике и 2 место по теории на XIX детском компьютерном фестивале «Соёлой Туяа», проводимого в рамках Ассоциации этнокультурных образовательных организаций Республики Бурятия. Руководитель Дылыкова Т. Д., учитель информатики.

Одним из направлений профильного обучения стала реализация тьюторского сопровождения учащихся. Формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного) проходит под руководством тьюторов: Ходоевой Л. Е., учителя физики, Самаевой Л. Н., учителя истории, Зандеевой Р. А., учителя английского языка, Нимаевой С. А., учителя биологии, Булатовой О. Б., учителя обществознания, Дылыковой Т. Д., учителя математики и информатики.

В школе продолжается работа по изучению готовности учащихся 8-9 классов к профильному обучению. Проводится диагностика интересов и склонностей учащихся, которая активизирует потребность учащихся на познание себя, своих возможностей, способностей, интересов, активизирует стремление работать над собой, заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием и, в конечном итоге, помогает выпускнику в жизненном, социальном и профессиональном самоопределении, личностном развитии.

Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается и в том, что оно позволяет динамично развиваться образовательным учреждениям.

Отличительная черта коллектива нашей школы — это высокий уровень стабильности, в постоянном стремлении педагогов к повышению своего профессионального уровня, к реализации своего творческого потенциала.

В школе работают 2 кандидата географических наук: Шарастепанов Б. Д., директор школы, Папаев А. П., заместитель директора по ВР, учитель географии; 2 заслуженных учителя Республики Бурятия, 1 заслуженный работник образования Республики Бурятия, 12 Почетных работников образования Российской Федерации, 66% учителей с квалификационными категориями, 14 педагогов — дипломантов и призеров республиканских профессиональных конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», «Эрхим багша».

Методическую помощь и поддержку в реализации основных направлений профильного обучения мы имеем в форме практико-ориентированных семинаров, открытых уроков, мастер-классов, тематических курсов повышения квалификации педагогов, проводимых в рамках образовательного кластера. За два года 100% педагогов нашей школы прошли через курсовую подготовку, успешно осваивают современные технологии обучения, в том числе и информационные.

На сегодняшний день школа имеет возможности для организации дистанционного обучения благодаря материально-технической базе: оснащены современным оборудованием 3 кабинета, приобретенного на средства Министерства образования и науки Республики Бурятия и муниципального бюджета.

Одним из основных направлений деятельности школы является формирование единого информационного образовательного пространства, который строится на основе развития ИКТ компетенций администрации школы, учителей, учащихся и родителей. В 2020 году перед администрацией школы была поставлена задача — обеспечить все кабинеты по оптиковолоконным линиям высокоскоростным интернетом и эта задача была успешно решена. Сегодня все учебные и служебные кабинеты школы имеют доступ к высокоскоростному интернету, средняя скорость Интернета по школе составляет 80 мбит/сек.

Благодаря новым возможностям, 2020-2021 учебный год для школы стал годом апробации 1 этапа проекта «Умная школа»: введен электронный документооборот: электронный журнал и электронный дневник. В следующем учебном году этот проект будет реализовываться в штатном режиме.

В нашей школе появилось принципиально новое средство массовой информации — школьное телевидение. Средствами школьного телевидения решаются важные задачи самоопределения, профессиональной подготовки учащихся. Ребята знакомятся со спецификой телевизионной журналистики, изучают стили и жанры, законы построения телесюжетов, развивают организаторские, ораторские способности, постигают основы таких профессий как журналист, комментатор, сценарист, оператор, аналитик, интервьюер и другие. Учащиеся постигают цифровые основы обработки видео, звука, фото, осваивают современные программы под руководством Папаева А. П. и Дылыковой Т. Д. Школьное телевидение стало возможным, благодаря финансовой поддержке выпускника нашей школы Бардунаева А. В., депутата Народного Хурала шестого созыва, председателя бюджетного комитета Народного Хурала.

В перспективе Орликская школа как базовая школа района видится нами как ресурсный центр профильного обучения в Окинском районе. Объединяя вокруг себя 3 средние школы, она интегрирует их кадровый, материально-технический потенциал, привлекает ресурсы сетевого дистанционного кластера и тем самым обеспечивает полноценное профильное образование в районе. Ведь профильное образование — это инновационно-образовательная система, наличие современной материально-технической базы и педагогов-профессионалов. Но на сегодня сельские малокомплектные школы не располагают таким арсеналом. Малочисленность контингента, ограниченность материальных и кадровых ресурсов и недостаточность финансирования практически лишают учащихся возможности построения индивидуального образовательного маршрута с целью удовлетворения профильных интересов.

Дальнейшее совершенствование работы видится в расширении и укреплении связей с высшей школой, с предприятиями республики, укреплении материально-технической базы школы, как ресурсного центра профильного обучения в районе, усилении профориентационной работы с учащимися.

Сетевое взаимодействие, по нашему мнению, способствует созданию единой информационной научно-образовательной среды и партнёрства в сфере образования и науки, разработки и реализации эффективных форм сотрудничества ВУЗов и школы. Работа в таком формате, без сомнения, позволяет нацелить обучающихся на осознанное профессиональное самоопределение, расширить возможности их социализации.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.