Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

25.11.2021 16:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

КИНО: ПРОШЛОЕ и НАСТОЯЩЕЕ

Автор: Е.Цыбикова, Отдел по делам архивов администрации МО «Окинский район»

Сейчас уже сложно представить, что кинематографа когда –то не было. Тем не менее кино – одно из самых молодых видов искусств. А как все начиналось? И кто был у истоков?

В 1891 году изобретатель Томас Эдисон вместе с Уильямом Диксоном, молодым лаборантом, придумали устройство, ставшее предшественником кинопроектора. Этот аппарат стал называться кинетоскопом. Он представлял собой шкаф с окном, через которое отдельные зрители могли испытать иллюзию движущегося изображения. Перфорированная полоса из целлулоидной пленки быстро прокручивалась между лампочкой и линзой, через которую зрителям показывали отдельные моменты, снятые кинетоскопом, на киностудии Эдисона. Это были: цирковые представления, танцы женщин, петушиные бои, боксерские поединки и даже удаление зубов у дантиста. По мере того, как кинетоскоп обрел популярность, компания Эдисона начала проводить демонстрацию в вестибюлях гостиниц, в парках развлечений и в залах. Вскоре кинотеатры, где клиенты могли платить около 25 центов за вход, открылись по всей стране. Когда друзья и сотрудники предложили Эдисону найти способ проецировать изображения кинетоскопа для просмотра большой аудиторией, он отказался, заявив, что это будет менее прибыльным предприятием. Поскольку Эдисон не получил международный патент на свое изобретение, кинетоскоп вскоре стали копировать и распространять по всей Европе. Эта новая форма развлечения имела мгновенный успех. Ряд механиков и изобретателей, увидев возможность, начали экспериментировать с методами проецирования движущихся изображений на большой экран. Но именно изобретение двух братьев, Огюста и Луи Жан Люмьера, производителей фототоваров в Лионе, добилось наибольшего коммерческого успеха. Поэтому они вошли историю как создатели кинематографа.

БРАТЬЯ ЛЮМЬЕР

В 1895 году Братья Люмьер изобрели и запатентовали синематограф – легкий кинопроектор. В отличие от аппарата Эдисона, он был достаточно удобен для съемки на открытом воздухе. С его помощью братья сняли более 1 тыс. короткометражных фильмов, большинство из которых изображали сцены из повседневной жизни. В декабре

1895 года в подвальном помещении Гранд-кафе на Парижской улице Рю де Капюшен состоялся первый в мире коммерческий кинопоказ под названием «Рабочие, покидающие фабрику Люмьера». Луи Жан Люмьер утверждал, что кино – «изобретение без будущего». Информация об этом показе разлетелась по всей Европе. Спрос на него рос настолько быстрыми темпами, что вскоре представители компании начали разъезжать по миру, демонстрируя получасовые фильмы.

К концу XIX века, когда общественное волнение по поводу новизны движущегося изображения постепенно угасло, кинематографисты начали, экспериментировать со спецэффектами, которые производили с клубами дыма. Если раньше режиссеры создавали только сцены, которые длились минуту или меньше, американец Мелиес начал объединять эти короткометражные фильмы вместе, чтобы создавать истории. Его «Путешествие на Луну» из 30 сцен (1902), основанное на романе Жюля Верна, возможно, являлся самым популярным фильмом того времени.

ПЕРВЫЕ КИНОТЕАТРЫ

Картина Портера «Великое ограбление поезда» (1903) имела похожие сценические композиции в стиле Мелиеса благодаря использованию монтажа, панорамирования камеры и обратной проекции. Они создавали непрерывность действия. «Великое ограбление поезда» не только определило реалистичное повествование как стандарт в кино, но и стало первым кассовым хитом. Его успех проложил путь к зарождению киноиндустрии. Инвесторы, осознавая огромный потенциал кинопроизводства, начали открывать кинотеатры по всей стране. Первым залом, показывающим только фильмы, был «Никелодеон» в Питтсбурге. К 1907 году в США, Великобритании и Франции открылись специальные помещения для показа кинофильмов. Эти ранние кинотеатры были особенно популярны среди рабочего класса того времени. Поскольку спрос на кинофильмы быстро рос, были созданы производственные компании для их проката. Однако между ними часто возникали острые споры о правах и контроле отрасли. Торговая группа МРРС объединила наиболее значимые патенты на кинофильмы и заключила эксклюзивный договор между этими компаниями и Eastman Kodak в качестве поставщика кинопродукции. Целью MPPC было окончательное определение отрасли и исключение конкуренции посредством монопольного контроля.

МИРОВАЯ КИНОИНДУСТРИЯ И ГОЛЛИВУД

К 1914 году появилось несколько национальных киноиндустрий. Европа, Россия и Скандинавия доминировали на этом рынке. Возникновение искусства кинематографа в России относится к 1908 году, когда режиссёр Патэ снял там несколько художественных сюжетов. Затем были созданы российские кинокомпании Александра Дранкова и Александра Ханжонкова. Компания Ханжонкова быстро стала крупнейшей кинокомпанией и оставалась таковой до 1918 года. По мере того как всё больше людей платили за просмотр фильмов, индустрия была готова вкладывать больше денег в производство и распространение кинофильмов. Создавались большие студии и специальные залы. Но Первая мировая война сильно ограничила киноиндустрию в Европе, что позволило Америке вырваться вперёд. Популярность кино в США стремительно возрастала среди среднего класса. Когда художественные фильмы стали держать зрителей на своих местах в течение более длительных периодов времени, экспоненты обнаружили необходимость создания удобных театральных пространств для привлечения своей аудитории. Эти «дворцы мечты», названные так из-за украшений из мрамора, латуни, позолоты и хрусталя, не только пришли на смену старым кинотеатрам, но и создали спрос, который привёл к появлению студийной системы. Продюсеры поняли, что растущий спрос на новые работы может быть удовлетворён только в том случае, если фильмы будут производиться на регулярной основе. Однако это было нецелесообразно с существующей системой, базирующейся преимущественно в Чикаго и Нью-Йорке. Погодные условия этих городов не позволяли делать кино на открытом воздухе в течение значительной части года. Различные компании пытались снимать в более тёплых штатах, таких как Флорида, Техас и Куба. Но местом, где продюсеры добились наибольшего успеха, был небольшой промышленный пригород Лос-Анджелеса — Голливуд. К 1915 году более 60 процентов кинопроизводства США было сосредоточено в Голливуде.

РАЗВИТИЕ И ЗАКАТ НЕМОГО КИНО

Хотя развитию немого фильма в значительной степени помогли коммерческие факторы, важно также признать роль отдельных художников, превративших его в средство самовыражения. В эпоху немого кино в СССР Сергеем Эйзенштейном был снят фильм «Броненосец Потёмкин» (1925) который стал важным явлением не только в советском, но и мировом кино. Впоследствии он вошёл в десятку величайших фильмов. Кроме того, немое кино подарило миру таких звёзд, как: Гарольд Ллойд, Бастер Китон, Чарли Чей, Чарли Чаплин. В 1925 году Уорнэр Брáзерс, маленькая голливудская студия, которая искала возможности для расширения, приобрела у Western Electric права на технологию звукозаписи под названием Vitaphone. Уорнэр Брáзерс поняли, что это может стать способом получения быстрой краткосрочной прибыли. Но они совершенно не ожидали, что новая технология не только утвердит их в качестве основного кинопроизводителя в Голливуде, но и навсегда изменит индустрию. Сочетание звука с кинофильмами не было чем-то новым. Во многих ранних кинотеатрах присутствовали оркестровые ямы для музыкального сопровождения фильмов. Когда Warner Bros. приобрели технологию Vitaphone, она планировала использовать её для обеспечения предварительно записанного оркестрового сопровождения фильмов, тем самым увеличивая их конкурентоспособность для небольших театров, в которых не было собственных оркестровых ям. В 1926 году Уорнер Бразерс дебютировал с фильмом «Дон Жуан», сопровождаемым записью Нью-Йоркского филармонического оркестра. Успех был оглушительным. К 1927 году компания открыла более 150 кинотеатров в США и выпустили свой второй звуковой фильм, который стал крупным прорывом. Зрители, впервые услышавшие голос актёра на экране, были очарованы. Через два года три четверти голливудских фильмов имели некоторую форму звукового сопровождения. К 1930 году немое кино ушло в прошлое.

ПРИХОД ЦВЕТА

Для получения цветного фильма пленку окрашивали. Но техника ручной росписи стала непрактичной с появлением массового производства фильмов, а процесс тонирования создавал помехи для передачи звука. Однако в 1922 году компания Technicolor Герберта Калмуса представила технику переноса красителя, которая позволила ему получить полнометражный фильм в двух основных цветах. Однако из-за ограниченности палитры «Повелители моря» (1922), «Десять заповедей» (1923) и другие картины производства «Техниколор» были не очень реалистичными. К 1932 году Technicolor разработал усовершенствованную трёхцветную систему. В течение следующих 25 лет все плёнки производились с ней, «Три маленьких поросёнка Диснея» (1933) и «Белоснежка и семь гномов» (1936), а также фильмы «Волшебник страны Оз» (1939) и «Унесённые ветром» (1939) добились успеха, используя трёхцветный метод Техниколора. В 1950 году в результате антимонопольного законодательства Technicolor утратила монополию на производство цветной плёнки, что позволило другим поставщикам предлагать более конкурентоспособные цены на услуги киносъёмки и обработки. В то же время компания Kodak выпустила многослойную плёнку, которая позволила использовать более доступные камеры и получать изображение высокого качества.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

Всё больше людей привлекали такие фильмы, как «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Арни Пенн», «Бонни и Клайд» (1967) и «Лёгкий всадник» Денниса Хоппера

(1969). В частности, эти четыре фильма собрали столько денег в кассах, что продюсеры начали выпускать малобюджетные подражатели, чтобы привлечь на новый прибыльный рынок. Однако либеральное отношение к изображениям секса и насилия в этих фильмах привело к переменам в киноискусстве, что проявилось во многих картинах 1970-х годов, в частности, в следующих лентах: «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы (1972). «Экзорцист» Уильяма Фридкина (1973). «Челюсти» Стивена Спилберга (1975). В 1970-х молодое поколение режиссеров, получивших образование в киношколах (Коппола, Спилберг, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе), внесли в свои работы чувства профессионализма, изощрённости и технического мастерства. Это привело к волне блокбастеров, включая «Близкие контакты третьего рода» (1977), «Звёздные войны» (1977). Сгенерированные компьютером спецэффекты также способствовали успеху многих высокобюджетных постановок. Дистрибьюторы открывали для себя преимущества телевизионной и радиорекламы. Они обнаружили, что удвоение затрат может увеличить прибыль в три-четыре раза.

1990-Е И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ

Это время ознаменовалось появлением двух разных направлений кино: технически впечатляющий блокбастер со специальными компьютерными эффектами и независимый, низкобюджетный фильм. Возможности спецэффектов были расширены, когда студии начали снимать в цифровом формате. Первые примеры этой технологии можно увидеть в фильмах «Терминаторе 2: Судный день» (1991) и «Парк юрского периода» (1993). В лентах с эпическим сюжетом «День независимости» (1996), «Титаник» (1997) и «Матрица» (1999) также использовались различные методы компьютерной анимации и специальные эффекты, чтобы удивить аудиторию и привлечь больше зрителей.

КИНО В БУРЯТИИ

В истории российского и советского кино бурятские актеры и режиссеры оставили заметный след. Хорошо известны имена Валерия Инкижинова, сыгравшего главную роль в легендарном фильме «Потомок Чингисхана» Всеволода Пудовкина, а также современных режиссеров Александра Итыгилова, Арьи Дашиева, Бараса Халзанова. Это было поколение настоящих профессионалов.

Фильм «Потомок Чингис-хана», снятый в 1928 году советский кинорежиссер Всеволод Пудовкин, где наш соотечественник Валерий Инкижинов сыграл главного героя кинопоэмы, назван в числе шедевров мирового кино. Съемки фильма проходили в Верхнеудинске: на станции Дивизионная, в Зауде, в конце центральной улицы, в Верхней Березовке и в других местах гор, а также в Боргойской степи, Селенгинске, Тарбагатае и других местах Бурятии. В съемках фильма принимали участие местные жители, участники партизанского движения Бурятии, джидинские пастухи, семейские крестьяне из Тарбагатая, ламы Тамчинского дацана. Роль отца Баира сыграл отец Валерия Инкижинова. В финальной картине приняло участие более 2 тысяч всадников, съехавшихся со всей Боргойской долины.

В середине 60-х появились первые бурятские режиссеры, окончившие ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографа) им. С.А. Герасимова в Москве. Режиссер Арья Дашиев работал в основном на «Мосфильме», Александр Итыгилов в Киеве на киностудии им. Довженко, Барас Халзанов был ведущим режиссером Свердловской киносети.

В это время были сняты фильмы, прошедшие в широком советском прокате. Это «Песня табунщика» (1956), режиссера Андрея Фролова по мотивам повести бурятского драматурга и писателя Д. Батожабая «Золотой дом» (1960) режиссера Владимира Басова по сценарию Г. Цыденжапова, Д. Батожабая, «Пора таежного подснежника» (1958) – фильм режиссера Ярополка Лапшина про события гражданской войны в бурятских степях по сценарию Н. Дамдинова, «Крик тишины» (1981), «Утро обреченного прииска» (1985) режиссера Арьи Дашиева по сценариям известных писателей Бурятии

И.К. Калашникова, В. Митыпова и «Горький можжевельник» (1985) режиссера Б.Халзанова с плеядой выдающихся актеров Бурятии.

НОВОЕ БУРЯТСКОЕ КИНО

Главной приметой кино современного времени стало вхождение в кинобизнес совершенно новых людей. Только в 2013 году в Улан-Удэ снимали примерно около 10 фильмов в самых разных жанрах – от боевиков и комедий до мелодрам. Пока в Бурятии действует лишь одна профессионально оснащенная студия – «Буряткино». Она выросла из киностудии «Гэсэр», которую актер Баир Дышенов организовал в 2006 году.

В 2006 году вышел на экраны первый бурятский фильм «Первый нукер Чингисхана», чуть позже – мелодрама «Улан-Удэнская история» и комедия «Чайник».

В 2008 году прошли совместные росийско-монгольские съемки короткометражного фильма «Улыбка Будды». Это дебютная работа Баира Дышенова в кино, который выступил в роли автора сценария, режиссера — постановщика и продюсера. В феврале 2009 года на Берлинском международном кинофестивале «Берлинале-59» эта работа получила главный приз «Хрустальный медведь» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Фильм бурятского режиссера стал единственным фильмом из России, получившим престижную награду.

В 2011 году выходит второй по счету короткометражный фильм «Наказ матери» (28 мин.) Снят по мотивам бурятской притчи. В этом фильме Баир Дышенов также выступил автором сценария, режиссером и продюсером. Главные роли в фильме сыграли актеры Бурятского академического театра драмы Намсылма Шагдарова и Баста Цыденов.

В 2013 году в широкий прокат на территории Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края выходит полнометражный художественный фильм «Отхончик. Первая любовь».

КИНО В ОКЕ

В октябре 1933 года впервые показали кинокартину в Орлике. По рассказам старейшего советского работника, ветерана КПСС Никифорова Биликто Балдановича, «кино решили демонстрировать в Красной юрте, где от силы размещалось 50 человек. В Орлике тогда в связи с увеличением населения, открытием Орликской семилетней школы крестьянской молодежи кинофильмы показывали в только что сданном в эксплуатацию здании. Народу собралось много, жители села и учащиеся из колхозов хошуна. В последний момент было принято решение провести демонстрацию фильма в актовом зале школы. Из организаций принесли стулья, скамейки и вынесли ученические парты из классов в зал. Тогда кинокартину показывали только вечером, когда стемнеет. Зрители пришли и заняли места в зале. Зал был переполнен, люди стояли вдоль стен, на проходе, даже на улице с окон смотрели кино. На сцене школы – белое полотно – экран, у входной двери школы установили движок – «динамик» и там же недалеко поставили кинопроектор. Киномехаником тогда работал уроженец Бурэнгола Хаптагаев Доржо Сыренович, окончивший курсы киномехаников. Руками крутили этот движок по очереди. И на экране появлялись изображения. Кино тогда было немым, без звука. Все разговоры героев показывали на экране».

В конце 30-х годов в Оке появилось звуковое кино. Первый звуковой фильм «Ленин в Октябре» был показан 7 марта 1938 года. Киномехаником работала русская девушка Анфиса, фамилию не удалось узнать. Девушка, на вид лет 25, среднего роста, не боясь трудностей, с кинокартинами приезжала на фермы, показывала кино в школах и клубах, приезжала на санях зимой, а летом – верхом на лошади.

В послевоенные годы появилось 10 стационарных установок во всех колхозных центрах и в с. Орлик. Установки были с ручным приводом, датировались 1918-м годом выпуска. Позже в 70-е годы появился кинопроектор «Радуга», который был создан с учетом его ремонта в походных условиях. Все узлы агрегата вынимались и заменялись одним движением руки. У механика всегда был в запасе необходимый ЗИП – станок для склеивания пленки, лента – ракорда, запасной усилитель, звуковая лампа, осветительная лампа галогенная. Для уличного показа кинопроектор комплектовался выносной колонкой. Один из таких кинопроекторов сохранился в нашем районе.

В 1960-70х гг..кинообслуживанием были охвачены животноводы местностей Бурал-Морито, Хутэл, Барун и Зун Нюрган, Улзэта, Монгол Дабан и других отдаленных ферм, а также геологоразведочные партии Зун-Холба и Барун-Холба. Острую нехватку киномехаников (после тщательного подбора молодых ребят на курсы киномехаников) восполнили свои кадры, после прохождения учебы на курсах.

В разные годы киномеханиками в Оке работали Ошоров Бальжинима Дашеевич, Урбаев Геннадий Шарлаевич, Урбаев Владимир Дылгырович, Бардунаев Александр Мустафьевич, Содном Мунконов, Дамбуев Александр Данилович, Ошоров Михаил Дашеевич, Самбялов Сандык Сындеевич, Ошоров Содном Дашеевич, Бакшаханов Владимир Лопсонович, Балданов Владимир Догдонович, Тагланов Сырен Дамнянович, Пронтеев Владимир Шагжеевич, Борбуев Владимир Самбялович, Хандаков Владимир Жапович, Хамаганов Владимир Гармажапович, Богроев Владимир Хама-Цыренович, Гунгаев Владимир Бадмаевич, Захаров Владимир Пурбоевич, Цыренов Жамсо Владимирович, Будаев Альберт Владимирович, Базаров Баир Гончикович, Балданов Павел Владимирович, Сандаков Соёл Владимирович, Богроевы Виктор, Валерий и Олег, Дабаев Павел Данилович.

Первыми женщинами – киномеханиками работали Урбаева (Базарова) Мария Пунцыковна, Шарастепанова (Аюшеева) Сырен-Ханда Нанзытовна, Замбалова (Осохеева) Дора Дамбаевна. Ангархаева Тамара Александровна в 1988 года назначена директором Окинской дирекции киносети, с 1992 года – заведующая отделом культуры по киновещанию объединения Окинского района. Кассирами-билетерами работали Мажаева Дари Цыденовна, Литвинцева Эльвира Иннокентьевна, Гомбоева Людмила Александровна. Главным бухгалтером дирекции киносети работала Сотникова Галина Михайловна.

В те годы киномеханик – первый человек на селе, кого ждали с нетерпением, кого уважали и любили. Условия были трудные: где приходилось добираться до села пешком, где верхом на лошади, на санях. Позже на мотоциклах «КА», «Юпитер», «Планета», «Восход», «Урал» летом и зимой, в 40-градусные морозы, в дождь и в снег. Каждый знал свою ответственность, важность своей работы, всегда помнил, что его с новыми картинами ждут, не дождутся. А жители сел и ферм радовались показу каждой новой кинокартины.

Киномеханики были в свое время истинными проводниками культуры на селе, ибо, действительно, хорошее кино воспитывает человека, облагораживая его душу.

И нам остается выразить свою признательность всем тем, кто, несмотря на трудности в их работе оставался верным своей профессии.

Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. Отрадно, что и у нас в районе открылся цифровой кинозал. Окинцам предоставлена уникальная возможность погрузиться в мир кино в другом формате, испытать все спецэффекты фильмов в 3D на себе.

Пожелаем нашему кинозалу процветания, интереснейших фильмов и множества доброжелательных зрителей!

Уважаемые земляки! В читальном зале архива представлена фотодокументальная выставка «История развития кино в Окинском районе». Приглашаем посетить архив.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.