Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

29.09.2020 08:44 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Автор: Туяна ТУЛУЕВА

С 11 по 15 сентября состоялась школьная полевая практика учащихся. Она была посвящена изу-чению следов древнего человека. Уже четвёртый год школа работает совместно с ведущим институтом Сибири – ИМБиТ (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии) СО РАН (Сибирское отделение Российской академии наук).

««Нуклеус» – (от лат. nucleus-ядро). Ядрище (археол.) – кусок кремня или камня, от которого отбивались или отжимались отщепы или ножевидные пластины для изготовления каменных орудий.»

Руководитель экспедиции Василий Иванович Ташак, кандидат исторических наук, профессор:

«Основная задача этой экспедиции с учащимися ОСОШ – исследование правобережья реки Ока в археологическом плане. Насколько известно, правобережье р. Ока, а именно в понижении окинской впадины, вдоль реки Синца и до Хужира – эта территория практически не изучена. И вот наша задача была начать ликвидацию этого «белого пятна» с точки зрения археологии, что мы и начали делать. Мы провели предварительную разведку местностей Номтогол, Шэбээйн оёр, Оботы, Урьёлок, Мойлто. Не скажу, что мы сразу решили все задачи, наоборот, мы только в самом начале пути, и только наметили планы, пути решения задач этого объекта.

В первую очередь, мы обнаружили объекты каменного века. У нас теперь точно есть понимание того, где искать и что мы можем там найти. Также наметились моменты по изучению более позднего времени, скорее всего это средневековье, железный век. По бронзовому веку нам практически ничего не известно на этой территории, хотя в районе Шамхаг и Харhан тала мы тоже нашли кое что. И мы теперь точно знаем где развернуть разведку.

Если говорить о предыдущих экспедициях, то по Тамгата и Шаснуру можно сказать следующее. В местности Шаснур на сегодняшний день мы выделяем не менее 15 археологических объектов, из них 13 стоянок. Там мы чётко фиксируем, определяем границы, понимаем их территориальное распространение, примерную хронологию. Но и остаётся много вопросов, насколько они все одновременны. Есть у нас и некоторый успех – мы нашли там второй культурный горизонт. Теперь когда мы нашли второй культурный горизонт, у нас будет диапазон датирования. Мы продолжим работу с точки зрения каменных археологических материалов и видим определённые вариации – это и хронология и культура.

В местности Монголжон мы выделили три тропы, которые назвали – тропы Кропоткина 1, 2 и 3. Из этих трёх троп более изучена тропа Кропоткина 3. Это очень интересный объект, поскольку здесь есть структурные элементы культурного слоя: скопления керамики, очагов, с большим количеством жжённых костей, это жертвенные очаги, окружённые наконечниками стрел. Мы обнаружили там даже стерженёк рыболовного крючка китойского типа при полном отсутствии костей рыбы. Скорее всего это было именно жертвоприношение. Рыбной ловлей не занимались. Зато здесь мы встретили разнообразную керамику, в том числе и узбельского типа, которая позволяет нам связывать Окинский район, в частности археологию окинской впадины с Приангарьем. Откуда эта керамика и прибыла. Она распространена в Приангарье, в Красноярском крае, Иркутской области. Скорее всего по реке Ока происходило распространение этой керамики по Окинскому району. А вот в Шаснуре с этим сложнее. Такой датирующий элемент как керамика очень малочислен и непонятен. Хотя мы встретили там керамику – сетку плетёнку, которая может датироваться как ранний неолит, это примерно 8-5 тысяч лет назад.

О методике работы с детьми Чему учатся наши дети в ходе полевых работ, полевой практики?

Моя методика работы с детьми, в первую очередь, это втягивание их в исследовательский процесс, заинтересовывание. С детьми я работаю так, как учили меня мои учителя по археологии. Нужно незаметно, ненавязчиво добиться того, чтобы ученик сам начал проявлять свой интерес к археологии. Почему это сложно? Вопросы задают те, которые что-то уже знают. И по мере постепенного накопления каких то знаний у них, следовательно, появляются и вопросы. Почему именно здесь располагается эта стоянка? Для чего мы раскопали этот очаг? Почему мы начали эти раскопки? То есть это деятельность, побуждающая школьника к исследованию.

Мне это, в принципе, ничего не дает, я и так знаю, что мы можем найти. В первую очередь, это делалось ради Дугарцырена и Аюны. Они видят это впервые. Это их первая экспедиция именно по археологии. Они наглядно увидели и сами стали участниками процесса, представили зачем и как мы копаем. Мы расчистили шурфы, нанесли на план, причём план на это раз они делали сами, я только подсказывал, если возникали какие-то вопросы. И если кого из них это «зацепит», то они продолжат заниматься археологией, какую бы профессию они не выбрали.

Аюна Галсанова, 8 «а» класс, ОСОШ:

«Это моя первая экспедиция. Когда мне предложили поехать наши учителя Соёлма Алексеевна и Алексей Пурбоевич, я сразу заинтересовалась. До этого я не очень хорошо знала, что такое археология. Видела только в телепередачах, что люди что-то ищут, копают. А тут мне представилась возможность самой почувствовать себя археологом. Я открыла много нового для себя, и сейчас мои эмоции просто не передать словами! Познакомилась с Василием Ивановичем Ташаком. Таких людей, настоящих учёных с мировым именем, я вижу впервые в своей жизни. В ходе экспедиции мы научились определять высоту, координаты. На стоянке № 1 мы нашли камни «нуклеус».

А ещё один «нуклеус» нашёл наш директор Баир Дашеевич. Он еле поместился на одной ладони. Думаю, что на следующий год обязательно пойду в экспедицию».

Дугарцырен Шагдуров, 10-й класс ОСОШ:

«Моей первой экспедицией была экспедиция по энтомологии. И вот, вторая экспедиция, в которой я принял участие, по археологии. Честно говоря, сначала я даже не ожидал, что это так интересно и захватывающе. Мы делали марш-броски, разведку, у нас были настоящие лопаты археологов и другие разные снаряжения, которыми мы учились пользоваться на практике. Но самые незабываемые впечатления были у меня, когда я нашёл свой первый артефакт – отщеп. Это такие ненужные осколки, которые остаются от процесса изготовления предметов быта из «нуклеусов». Василий Иванович очень понравился мне. Он требовательный, умный, строгий, и в то же время у него отличное чувство юмора. Мы узнали у него много интересного».

Сэсэгма Бакшаханова, 9 «а» класс, ОСОШ:

«Археология меня очень заинтересовала. Это моя вторая экспедиция, летом я была в Шаснуре. Там было тоже очень увлекательно и интересно. Были учёные из Иркутска, Санкт-Петербурга. Мы многому учимся, много узнаём. Это невероятное ощущение, когда ты сама становишься и свидетелем, и участником новых открытий на своей родной земле. Она хранит еще очень много тайн, которые мы должны разгадать… И я обязательно попрошусь в следующую экспедицию!»

Алдар Дабаев, 10-й класс ОСОШ:

«В свою первую экспедицию я пошёл летом после 7 класса в 2017 году. Тогда я вообще ничего не понимал. А сейчас у меня уже 4-ая экспедиция. И чем дальше, тем всё более интересней становится. Мне посчастливилось принять участие в научной конференции в Абу-Даби, благодаря тому, что наши учителя заинтересовали меня археологией. Я очень благодарен им за это. И Василию Ивановичу тоже, он необыкновенный человек!».

Соёлма Алексеевна Нимаева, учитель биологии и ОБЖ ОСОШ:

«Уже 10-й год под руководством наших руководителей и идейных вдохновителей Баир Дашеевича и Алексея Пурбоевича мы организовываем научные экспедиции по таким направлениям как: ботаника, энтомология, археология, неорганическая химия, геоморфология. Совместно с ведущими научными институтами и университетами нашей страны. В этом году из-за коронавируса, мы ограничили количество детей, хотя можно было набрать побольше. Будем надеяться, что к следующему сезону обстановка улучшится.

В 2021 году исполняется 100 лет со дня открытия Ботогольского месторождения графита, которое является уникальным историко-культурным памятником горнорудному производству. И одна из наших следующих экспедиций будет посвящена этой дате. Ну и конечно же, будут продолжаться уже начатые проекты. Мы ещё раз выражаем огромную благодарность нашему депутату Народного Хурала Александру Бардунаеву за финансовую поддержку всех наших экспедиций 2020 года».

А нам остаётся пожелать юным поисковикам-исследователям активного участия в летне-осенних полевых практиках и новых открытий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.