Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

14.07.2020 09:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА ДЕБИ И ХУРГИ

Автор: Н.Л. Нагаслаева, "Живая связь времен: летопись сел Хурга и Дэби"

Наш район горный, есть много почитаемых гор, на которых можно совершать обряд «Обоо тахиха». Обоо устанавливались как на вершинах холмов, так и горах, на перевалах, в наиболее опасных местах, а также на дорогах, около озер и источников. По своей структуре культовые сооружения имели существенные различия. На перевалах, тропах, дорогах, у озер и источников это одиночные насыпи, в то время как на местах больших обоо — культовые сооружения.

О культовом значении места свидетельствуют многочисленные места поклонения, местный обычай поклонения состоит в подношении хозяевам местности зурмадhан – тканевых ленточек, подвешиваемых на деревья. Если путник верхом на лошади, то обязательно подвешивает часть волос от гривы и хвоста коня. Современная модификация подношений – это монеты на камнях, сигареты, спички, крупа рисовая, кондитерские изделия (конфеты, печенья) и естественно ленточка (только не красного цвета).

Далан Туруу. Семьдесят первых почетных. Находится недалеко от села Хурга. Любой, кто проезжает по трассе, может заметить (сооружение недостроенное, на возвышенности), именно на высоком холме находится место поклонения. По словам старейшин, раньше стоял добротный деревянный сруб, высотой около двух метров. На крыше его была сооружена коническая насыпь их камней. Слова молитвы «Ом мани падме хум» были вырезаны на срубе, который стоял внутри у стены. Сегодня там стоит амбар со входом, обращенным на восток, к солнцу. Есть тринадцать подставок – Ендэр. Последовательность ритуальных действий на обоо тахилга состоит из следующих фаз: определение дня праздника, сборы и состав участников, подъем на гору, приготовление жертвенной пищи, молебен, совместная трапеза, игры и состязания.

Праздник проводился в конце мая или в начале июня. Определяли специальный день праздника ламы или же знающие традиции старики. Конкретных числе не было. Однако все опрошенные старейшины утверждали, что праздник проводился «перед перекочевкой на летник». Просили благополучия, здоровья, чтобы лесные братья не беспокоили, не болел скот, не было засухи и т.д.

В последний день праздник обоо тахилга проводился с соблюдением всех ритуальных действий в начале 1930-х годов. Сегодня получить сведения можно только от старейшин. Информации, переданные старейшинами друг другу, дополняют рассказы об истории культа нашего края.

Хочется упомянуть об игре, в которую играли в давние времена. Это «Мэшэрээнхын наадан». Объявление о дне игры передавали из уст в уста. Приезжали все с заранее подготовленной «эдеэнэй дээжэ» сумой. Сам по себе сбор людей радовал всех, ведь не всегда есть возможность встречаться, а на играх и общение, и знакомство. В первую очередь, готовили чай и брызгали (хада бурхадайнгаа эзэдтэ), затем саламатом угощали хозяина огня (очага) Няма-бурханда, чтобы был достаток во всем. «Эдеэ уhанай, эд зоорин элбэг байхые».

Следующим этапом была, наверное, подготовка места игры:

Ара үндэрэй шэмэг

Арюун арса модоороо

Мэшэрээнхынгээ наадые

газараа арюулаяа.

Из-за пазухи доставали свои пиалы (матаар аяга), протягивали, наливали чай и саламат. С этого момента начиналась игра. Обмен шуточных реплик, шуточной песни среди молодежи представлял собой своеобразную форму знакомства. Принимали участие все собравшиеся. Люди более старшего возраста говорили слова благопожелания: «Сугларжа наадаhан газартатнай ногоон ургажа байг! Залуу ябаhан бэетнай тиирээн дундаа хундэтэй байг!».

Хайнаг үнеэнэйм хожорходо,

Хашарагынь түлжоод тэжээхэ,

Хайратай бэемнай үтэлхэдэ,

Хүбүүд, басагад үргэхэ.

Доодо дабаан. Это перевал. Любой проезжающий путник останавливается на перевале, чтобы почтить хозяев местности, сделать маленький перекур. Перед перекочевкой на летник и осенью на зимник семья совершала обряды почитания горных божеств – хозяев местности и края, чтобы охраняли благополучие проживающих здесь людей. По дороге на летник, поднимаясь на перевал, животноводы обязательно останавливались, чтобы поклониться и ставить «hан». К выезду готовились заранее, под рукой нужно иметь необходимые вещи: молоко, хуураhан талхан, масло, арса (можжевельник), сладости. Спешившись, быстро проводили обряд hан табиха, испрашивая у Хангая благополучия. Чтобы стадо не разбежалось, нужно было делать всё в темпе. Большим подспорьем служил и служит кочевнику походный казан (ембэ тогоон). В нем содержатся: 1) большой и маленький котлы, складывающиеся друг в друга; 2) тулга – треножник, также складывающийся; 3) заазуур – чапельник из маральей кости; 4) пара пиал из древесных наростов; 5) пила – мешалка для приготовления зутаран чая; 6) хюhуур – скребок для чистки котлов; 7) скребок – веничек из веточек курильского чая; 8) сондой – кожаный мешочек, состоящий из двух отделений для чая и соли; 9) поварешка со съемной ручкой; 10) кожаный чехол (внутри пришивали кармашек для спичек).

Этот уникальный ембэ тогоон достался нам в наследство от предков. Следует отметить практичность и мудрость старшего поколения. В современной жизни она используется нами успешно, никакого беспокойства по поводу сбора к выезду или пикников, открыл багажник – положил ембушку и вперед.

Холтоhотойн дабаан. Место поклонения с крутым подъемом в гору, большой перевал. Проезжающие останавливаются на вершине, оставляют подношения, если есть взрослый человек, то ставят «hан». Мы, дети животноводов Деби, часто проезжали по этому маршруту, это самый короткий и быстрый путь, позволяющий засветло переправиться через Оку. Однажды мы попали в ситуацию, неприятнейшую для путников. Поднимались на перевал со стороны Бургэд Уртэ, был ясный, солнечный день. На вершине погода резко изменилась. Подул сильный ветер, пошел мокрый снег, запуржило, и мы потеряли ориентир. Плутали порядком, главное, делали круги по своим следам несколько раз. Тропа проходит мимо мургэла, отъезжали и все равно возвращались к мургэлу. Успели испугаться, да и замерзли порядком. Старшие, потеряв нас, вернулись за нами. Был строгий запрет: нельзя кричать и шуметь, беспокоить хозяев местности. Такое, что случилось с нерадивыми путниками, бывает редко, сказали старики.

Улаан хирпиисэ. В местности Хазалхы есть скала коричнево-бурого цвета, именуемая в народе Улаан-хирпиисэ. Здесь совершали молебны, чтобы предотвратить нападение волков. При совершении обряда говорили: «Нохойгоо уяжа абагты». Верили, что «хада» отпускает своих собак (волков) и они нападают на стада.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.