ЧТО ДАЕТ ОКИНЦАМ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА?
Для того, чтобы готовящаяся Стратегия социально-экономического развития района на 2019-2035 годы сработала с полной отдачей и помогла району существенно улучшить социально-экономическое положение народонаселения, она не должна быть привнесена извне сторонними разработчиками. Стратегия должна быть выстроена и выношена всем местным сообществом. Невозможно решить местные проблемы «транзитом из прекрасного далека».
Исходя из этого базового понимания, руководство района попросило нас – сотрудников Бурятского госуниверситета, помочь в создании научной основы Стратегии, ее методологию и методику. А практические вопросы Стратегии решать сообща. Поэтому в октябре месяце 2017 года нами было проведено социологическое обследование в 3-х поселениях, где сотрудниками и студентами БГУ был проведен анкетный опрос населения с широким набором вопросов, посвященных уровню и качеству жизни, взаимодействию народонаселения с руководством района, состоянию рынков сбыта местной продукции, выявлению наиболее проблемных точек, перспектив и направлений развития экономики, образования, культуры, здравоохранения, экологическим проблемам и т.д.
Одновременно была сформирована местная команда экспертов из руководителей и специалистов администрации, бюджетных учреждений, предпринимательских структур, всего 33 человека. Анкеты для экспертов имели более целевую направленность вопросов, относящихся к перспективам, приоритетам и факторам развития района и др.
Анкетные материалы от населения и от экспертов были систематизированы, проанализированы и обобщены, включены в аналитические и проектные разделы Стратегии.
Кроме того, состоялась встреча с активом района, на котором обсужден план действий, сформированы 2 рабочие группы: одна от района, вторая от БГУ. Подготовлена методика, утвержден перечень индикаторов (показателей) Стратегии и сформирован массив отчетных статистических материалов, с использованием которых выполнен анализ в горизонте 2007-2017 годов.
На сегодня подготовлен первый вариант теоретико-методологического базиса Стратегии, который занял без малого 8 месяцев.
Хотя район окраинный и малочисленный, но он соответствует поговорке «Мал золотник – да дорог». Горную Оку невозможно идентифицировать ни с одним другим районом Бурятии. Поэтому к нему непримеримо ни одно «лекало» стратегических изысков, использованных в других территориях. Поэтому пришлось формировать эксклюзивную модель, присущую только Окинскому району.
На сегодня рабочая группа БГУ занята подготовкой прогноза социально-экономического развития района до 2035 г., с разбивкой на этапы. В готовую часть документа нами вносятся соответствующие дополнения в свете нового Майского Указа Президента РФ.
30 мая т.г. предстоит первая презентация проекта Стратегии в Министерстве экономики РБ. До этого рабочая группа выполнит аналогичную процедуру перед активом Окинского района.
Наша статья преследует две цели. Первая – просветительская, обнародовать сущность понятия Стратегии, как документа нового подхода к управлению перспективами развития. Вторая – получить от благодарных читателей собственные соображения и предложения в готовящийся документ и выработать наилучшие варианты развития района.
Понятие «Стратегия», вошедшая в публичный оборот лишь три года назад, придумана не современниками, а уходит корнями за пределы 2-х тысячелетий.
В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство стратегии». Авторство приписывают Сунь-Цзы. Он, например, писал: «Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтах, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт». Мы видим в цитате мудрость значения «стратегии» и мудрость самого автора.
На другом полюсе – в Древней Греции стратегом исключительно называли полководца, а со временем – руководителя, облеченного высокими полномочиями. Постепенно сфера выражения «стратегия» стала расширяться и только в ХХ веке вошла в экономическую лексику. Впервые стратегический подход применил Франклин Рузвельт для преодоления глубокого и продолжительного кризиса в Америке в конце 20-х и 30-е годы, названного в истории «Великой депрессией». Затем в послевоенные годы на стратегических принципах восстанавливалась экономика Германии и Японии. А в 70-90-е годы выросли новые азиатские «тигры» – Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Тайвань, Новая Зеландия.
В России Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. В 2016 году было принято решение о разработке стратегий развития субъектов РФ и в их составе – муниципальных образований.
Такова общая платформа, на основе которой предстоит перевести существующее муниципальное управление на более качественный уровень – уровень стратегического управления.
Верно выбранная стратегия способна превратить несбыточные, казалось, мечты в реальность, о чем свидетельствует опыт многих стран мира. В отечественной практике можно привести пример успешного стратегирования Калужской области. Еще в 2006 году валовой региональный продукт на душу населения уступал показателю Республики Бурятия, но уже в 2013 году он превзошел в 1,6 раза. Причина в правильно выбранной стратегии, основанной, в частности, на создании и последовательно реализуемой благоприятной среды для бизнеса. Из муниципальных образований – это небольшой город Мышкино с населением 6 тыс. человек. Успех стратегии развития в нем туризма обеспечили инициатива местного самоуправления и вовлечение в проект бизнеса, местных активистов. Совместными усилиями был построен комплекс музеев, включая музей мыши – символ города. Одним словом, буквально за 5-7 лет город пополнился гостиницами, отреставрированными историческими памятниками и зданиями. Итог: ежегодно Мышкино посещают свыше 150 тыс. туристов, т.е. 25 туристов на душу населения. Сравнение с Бурятией не в пользу нас: на одного жителя с натяжкой приходится один турист.
История каждого конкретного успеха, как правило, неповторима. Но для всех областей жизнедеятельности остается справедливым высказывание Сенеки: «Для тех, кто не знает к какой гавани они направляются, ни один ветер не будет попутным». Справедливо и другое смежное выражение: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».
Итак, что следует понимать под стратегией? В профессиональной литературе есть несколько определений. Мы придерживаемся следующего – это система представлений о желаемом будущем, направлениях, действиях, необходимых для достижения этого будущего, инструментах, механизмах и ресурсах, которые дают возможность осуществить эти действия.
Как можно заметить, данное определение формулирует смысл стратегического видения, логику действий от существующего стартового состояния к заветной мечте о желаемом будущем. Первое – это формулирование своего желаемого будущего. В Стратегии оно оформляется как Видение будущего состояния объекта, а Миссия в нашем случае – социально-экономическое значение Окинского района на горизонте 2030-2035 годов. Если Видение показывает «призовой пьедестал», то Миссия определяет значение района как системы по созданию благоприятной среды и условий жизнедеятельности местного народонаселения с одной стороны, и как подсистемы в составе Республики Бурятия и Российской Федерации, вносящей свой вклад в их развитие – с другой.
Второе – определение единственно правильных направлений действий, приближающих авторов стратегии к заветной цели. Существует на практике, как правило, некоторое множество вариантов направлений действий. Стратег отличается от обычного и традиционного подхода тем, что находит наилучшее решение и по скорости реализации, и по результативности и эффективности.
Третье – это набор инструментов, механизмов и ресурсов, с помощью которых нужно двигаться к своему Видению и к исполнению своей Миссии. Никогда в практике действий ресурсов и инструментов не бывает не только в избытке, но и в достаточном количестве. Они всегда в дефиците. Искусство управления заключается в том, чтобы маневрируя недостающими ресурсами добиться желаемого результата. Маневрирование означает выбор и ранжирование приоритетов в последовательности их решения. Это один из сложнейших участков управленческого мастерства.
Согласитесь, что если механизмов и ресурсов будет в достатке, то и незачем разрабатывать стратегию. Поэтому Стратегия потому она и стратегия, что дает ключ к открытию того скверного замка, открыв который можно осуществить миссию и занять пьедестал почета видения.
Подготовленная Стратегия еще не есть целостный документ. Это скорее идеологическая конструкция, которую следует наполнить содержанием. Ими служат:
- прогноз социально-экономического развития. В нем даются количественные параметры развития в целом и в разрезе конкретных отраслей и видом деятельности по этапам реализации Стратегии;
- бюджетный прогноз, в котором отражается динамика доходов и расходов от реализации Стратегии;
- план действий Администрации района по реализации Стратегии (то, что в определении Стратегии называется «направления действий, необходимые для достижения этого будущего...»);
- муниципальные программы, в которых сосредоточена вся конкретика объектов стратегирования, а также инструменты, механизмы и ресурсы.
Универсальной формулы создания стратегий развития конкретных организаций и территорий не существует. Для подготовки Стратегии формируются специальные команды (рабочие группы). Успешные команды создают благоприятную атмосферу для творчества, размышлений, обменов мнениями, определения центральной путеводной идеи, чтобы противостоять «тирании» текучки и бытового мышления.
Но (!) готовящаяся Стратегия не должна быть плодом только одной команды или рабочей группы. Принцип «Одна голова – хорошо, а две – лучше» предполагает, чтобы в подготовке судьбоносного документа будущего развития района участвовало все взрослое население. Ваши предложения рабочая группа обобщит и сформирует «портфель» проектов, т.е. практическую часть Стратегии. Только при таком совместном творчестве можно подготовить истинно народную Стратегию социально-экономического развития района. И она действительно будет реальной, в отличие от ранее принимаемых Программ развития, в силу концентрации в ней коллективного разума.
Мы обращаемся ко всему взрослому населению с просьбой высказаться о своем Видении и Миссии будущего Окинского района, о его узловых проблемных точках и методах преодоления барьеров на пути поступательного развития. Свои предложения просим направить в Администрацию района по следующим координатам:
E-mail: admoka@icm.вuryatia.ru или по адресу: 671030, с. Орлик ул. Советская, 32, Администрация района, каб. № 18, 24 Комитет экономики.
Тел.: 8 (30150) 51-2-10, 8 (30150) 51-3-81
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.