Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

14.10.2016 14:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

КОГДА ОТСТУПАЮТ СКАЛЫ…

Автор: Ольга Бартаева

В ущелье Тэмэлик, октябрь 1984 года

Сегодня для каждого окинца выехать куда-нибудь за пределы района – не проблема. В самый отдаленный и горный район Бурятии по грунтовой дороге проехать сейчас может любой. И для тех, кто впервые приехал в Оку, остаются самые неизгладимые и яркие впечатления. Вот едешь по ущелью Тэмэлик и невольно задумываешься, как же здесь проложили дорогу? Как появилась эта дорога – серпантин в горной расщелине, давший выход в «большой мир» целому району?

Оки вершины разделяя,

На вышине стоит столбик

С железным бланком «село Орлик».

От него идут дороги,

Где местами черт сломает ноги.

 

Своей судьбе наперекор

Машину «ГАЗ» ведет шофер.

Ему преграды не беда,

Зовут его Базар-Сада.

 Васильев И.Т.

Таковы уж природные условия, что окинцы жили в полной зависимости от воздушного транспорта. Завоз необходимых грузов, доставка почты, проезд пассажиров – все это осуществлялось только самолетом. И лишь на несколько зимних месяцев, с января по апрель, открывалось «окно» в наш район, когда по ледяной дороге можно было проехать на автомашине. Именно в эти месяцы завозилась в район основная часть необходимых для района грузов. И как часто, эти короткие месяцы оказывались недостаточными для полного завоза грузов. Давнишняя мечта окинцев «Когда же будет дорога?» мучила всех и тогда, когда неделями ждали летной погоды, и тогда, когда жизненно важные грузы оставались до следующей навигации в Мондах.

И нет необходимости повторять истину: дорога, магистраль – это прогресс, шаг вперед. Проложив дорогу через труднодоступные места, связав населенный пункт с «большой землей» надежной круглогодовой автодорогой, дорожники-строители внесли весомый вклад в социально-экономическое развитие района.

Еще в 1940 году в районе впервые пытались вплотную пробивать дорогу Орлик – Монды. Только развернувшейся на автодороге работе помешала война и вплоть до 80-х годов этой мечте не суждено было осуществиться.

В 1981 году бюро райкома КПСС и исполком райсовета приняли постановление «О мерах по обеспечению круглогодового автопроезда из Орлика в Монды», в котором отмечалось, что Окинский район – это единственный район в республике, не имеющий надежной наземной связи с центром и остальной частью республики. По просьбе райкома КПСС и райисполкома ОБКОМ КПСС и Совет Министров республики обратились в Министерство автодорог РСФСР с просьбой дать рекомендацию по улучшению существующего автозимника, выделить необходимые средства и задание проектным организациям, средства и технику на улучшение этой дороги. Просьба эта была удовлетворена.

13-15 марта 1981 года комиссия с участием начальника управления «Бурятавтодор», главного инженера проекта Иркутского филиала института «ГипродорНИИ» выбрала трассу проложения автопроезда. 16-19 мая того же года комиссия с участием начальника изыскательской партии названного института подробно обследовала эту трассу от «Усть Боксона» до серпантина на горе Бильчир, определила конкретно виды и объемы строительных работ. Не до конца остались изученными только возможности проезда по прижиму «Улан-Нуга».

На столь важное для развития района мероприятие были выделены люди и техника: от колхоза «Коммунизм» – 1 трактор С-100 (трактористы Иннокентий Иванов и Доржо Унжуев), от колхоза имени Ленина – 1 трактор Т-40 (тракторист Бато Жигжитов), от колхоза «50 лет Октября» – 1 трактор С-100 (трактористы Юрий Турчанинов, Аюша П. Налханов), от филиала СХТ (сельхозтехники) – Тункинский ЗИЛ-157 (водители Владимир Ошоров, В. Базаров).1 трактор С-100 (трактористы Валерий Прушенов, Нима Шаргакшанов). От дорожного участка  Тункинского ДРСУ прибыли: мастера – Шухэртэ Мункуев, рабочие – Николай Замбулаев, Николай Бобоев, Мунко Мандагаев, Сандак Цыбденов, Виктор Торский, Антип Балданов, Юрий Соколов, Геннадий Нифонтов.

Все эти люди приняли участие в первом сезоне работы. Это был, пожалуй, один из самых тяжелых и трудных этапов работы. Это сейчас мы пользуемся достаточно комфортной дорогой, а тогда приходилось искать места, по которым можно было проехать, проходить через самые дебри. Каждой бригаде был распределен свой участок. Так, колхоз «50 лет Октября» работал на прижиме «Усть Боксон», филиал СХТ – в местности «Усть Хорёо», колхоз «Коммунизм» – в местности «Полой».

Как вспоминает сейчас непосредственный участник тех событий Доржо Унжуев (здесь и далее воспоминания Д. Унжуева):

- Все мы жили в палатках. В те дни на проектной трассе автодороги под Жохоем, именно, на участке Шулуун – Хурга на протяжении 10 километров были произведены первые работы по расширению и планировке земляного полотна. Бригада работала в сложных климатических условиях, постоянные дожди размывали грунт. Сама по себе работа бульдозера на пересеченной местности в глинистых грунтах была небезопасна. Конечно было сыро, холодно, но работали дружно.

В числе первых рабочих объектов народной стройки мы построили два деревянных моста. По трассе автодороги часто обнаруживались выходы скальных пород, на которых были необходимы взрывные работы, и конечно, мерзлота препятствовала разработке грунтов. Так началось строительство круглогодовой автодороги Орлик Монды.

Вот что пишет «Саянская новь» в 1981 году: «Летом этого года две бригады, одна – колхоза «50 лет Октября» под руководством А.П. Налханова и другая «Сельхозтехники» под руководством Н.Д. Шаргакшанова, построили около 20 километров дороги на участке «Усть-Боксон – Жохой». Те, кто проезжал по автозимнику, знают Боксонские щеки. В большую наледь здесь скапливается до десятка машин. Очень сложный участок! И главное, нет объезда по суше. Сейчас этот участок можно проехать по суше. Трудным для дорожников был участок напротив Хоре, но дорожники сумели пробить дорогу по труднейшим подъемам. Раньше, чтобы проехать от Хоре до Жохоя, надо было десятки раз переезжать Оку. Сейчас можно проехать только по одной стороне реки, также как и с Хурги до Жохоя. Здесь надо отдать должное опытным бульдозеристам Ю.П. Турчанинову, Н.Д. Шаргакшанову, И.Д. Иванову. На счету у Юрия Петровича Турчанинова, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, десятки километров дорог, проложенных его мощным бульдозером. Это он пробивал дороги от Сорока до Хурги, до Боксона и Унаган. Не уступает ему по количеству километров проложенных дорог и Нима Доржиевич Шаргакшанов. Шаснур – источник Хойто-гол, Обтой-Шарза – Шаснур, Хара-Хужир – Хараган, Номтогольский перевал, все эти участки дорог пробивал бульдозер Шаргакшанова. Иннокентий Дармаевич Иванов работал на дорогах Орлик – Жахана, Орлик – Балакта, Орлик – Шулута-Убур. Вместе с ним по-ударному трудились Д. Унжуев, Б. Жигжитов, В. Пежемский, А. Жамбалов, бригада мостовиков мастерского участка ДРСУ под руководством Ш.Р. Мункуева».

- Следующий этап начался уже через год, в 1982 году. После ремонта техники принялись за продолжение автопроезда от местности Ехэ hайр. Численность бригады стала значительно меньше, но жили уже в вагончиках. От «Коммунизма» я и Иннокентий Иванов, от колхоза имени Ленина на ДТ-75 Бато Жигжитов, от  «Сельхозтехники» Нима Шаргакшанов и Валерий Прушенов.

Строительно-ремонтные работы трассы, общая протяженность которой была около 250 километров, продолжались и в зимнее время. Бригада взрывников Владимира Амбаева из Окинской геолого-разведочной экспедиции пробивала дорогу через самые трудные участки в районах Тэмэлика, Белого Иркута и др.

- Весной 1983 года, в мае месяце, с первым секретарем Н.Б. Бужинаевым я выехал на автомашине ЗИЛ-157 в село Тунка за запчастями для тракторов. Сопровождал нас на Урале-375 опытный водитель   Валерий Сыренов с колхоза «50 лет Октября». Это был первый проезд автомобилей в теплое время года через бездорожье от села Орлик до поселка Монды. От речки Усть-Сусор проезд был через Ильчирский перевал и спуск в местность Хара-Тэмэлик. Там строила автопроезд ОГРЭ (Окинская геолого-разведочная экспедиция). Именно с этой поры началась круглогодичная перевозка грузов автотранспортом.

В тот сезон автопроезд дошел до местности Дээдэ Ишунта. На зиму технику оставили в местности Хоре. Сезон 83-го года начали втроем: я, Иннокентий Иванов на тракторах и Нима Шаргакшанов на ЗИЛ-157. В таком составе в том году мы дошли до Окинского озера. В конце сентября завершился сезон и мы перегнали тракторы до Орлика – а это 150 км!

А в это время вечером 22 августа бульдозерист Юрий Турчанинов протолкнул на своем мощном бульдозере последнюю перемычку на прижиме Улан-Нуга. Вместе с ним все эти места прошел помощником бульдозериста Даша Наханцаков (колхоз «50 лет Октября»). Открылся сквозной проезд из Орлика до Сорок и дальше до Сусора.

Участок дороги от Орлика до Сорок считался одним их самых трудных. И это так и было. Только на этом участке 5 прижимов. А какие это прижимы! Узкая конная тропа вилась по скалам, а внизу бушует Ока. Вот и попробуй расширить эту тропу. Но современная по тем временам техника и взрывчатка сделали свое дело. Самым «крепким орешком» оказался прижим Улан Нуги. Первые взрывные работы проводились по конной тропе. И после этого невозможно было вообще поступиться к этому месту. Ведь скалы здесь продолжаются до самой вершины и после взрывов сверху обрушились скалы, нависли над будущей дорогой огромные глыбы. Специалисты твердили, что без специально подготовленных скалолазов невозможно продолжить эти работы. Но в том году решили использовать новый вариант буровзрывных работ и взорвали ниже конной тропы.

- Весной 1984 года в Монды прибыла бригада «Балей-золото» во главе с Климом Халматовым. Эта бригада с мощной техникой за лето пробила дорогу по ущелью Тэмэлик до устья Сусора и осенью состыковалась с нашими дорожниками. Тогда впервые мы увидели в работе мощный американский трактор «Кантрапиллер». Так открылся первый автопроезд «Орлик-Монды». В этот год, когда должны были завершиться работы и открыт автопроезд в бригаде работали Михаил Тапхаров, Булат Патархеев (колхоз им. Ленина), Владимир Ошоров, Юрий Турчанинов, Базар Сыренов (колхоз «50 лет Октября), Иннокентий Иванов, Н.У. Бамбалаев (колхоз «Коммунизм»), Нима Шаргакшанов, Валерий Прушенов, Василий Мункуев.

Кроме того, рабочие колхоза «50 лет Октября» провели работы по расширению прижимов от Сорока до Орлика: Далан-Туруу, Хургын ташха, Нуранди, Хээрэгтэ, Дэбин-Аман, Улан-Нуга, Жаханагай аман.

Были проведены буровзрывные работы Усть-Жаханы, Улан-Нуга, Бага Хээрэгтэ, Усть-Дэби. Эти работы выполнила бригада ОГРЭ во главе с мастером участка Владимиром Амбаевым. В бригаде работали Нанзыт Самсонов – компрессорщик, Владимир Гомбоев – бурильщик, Максим Шойбонов – взрывник.

Строящийся автопроезд поражал воображение. Выше Устья Боксона автопроезд был проложен по труднейшим местам. Огромные валуны, крутые склоны, подъемы, болота, горные речки преграждали путь дорожникам, но они с честью справились с поставленными задачами. Тяжело доставался дорожникам каждый метр дороги, но дорога неумолимо приближалась к своему завершению. Работали честно и слаженно, от зари до зари, с полной выкладкой сил и мастерства.

... И вот, пройдены последние метры. Наверное, если бы тот момент, когда был проложен последний метр дороги, был запечатлён на фотографии, я думаю, что мы бы видели эмоции дорожников. Бисеринки пота, стекающие по лицу, радостная улыбка… Стоящих у подножья величественной скалы. Стоящих как победителей…

В этот праздник позвольте, уважаемые победители, поздравить вас и пожелать вам крепкого здоровья, стойкости духа и неиссякаемой энергии.

В местности Дээдэ Ишунта, сентябрь1982 года

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.