Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

13.03.2015 14:44 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Пещера Горомэ – уникальный природный объект

Автор: КОБЫЛКИН Д.В., к.г.н., научный сотрудник института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (г. Иркутск)

Помимо удивительной по красоте и богатству природы, интересной истории, гостеприимных и отзывчивых людей, горная Ока интересна для ученых, занимающихся изучением ископаемых животных.

Изучая строение этой территории, геологи обнаружили большое количество окаменелостей, позволивших определить возраст горных пород. Большая часть их относится к кембрийскому периоду (более 500 млн. лет назад). До недавнего времени было мало известно о наличии здесь вымерших животных ледникового периода, поскольку считалось, что здесь существовало горное и покровное оледенение.

В 2007 году учеными из Бурятского государственного университета, участниками и руководителем спелеологического кружка с. Багдарин, а также местными жителями была исследована пещера Горомэ, расположенная в бассейне р. Забит. Были обнаружены мумии лисицы, волка, кабарог, летучих мышей, кости медведя и оленя. Но самая интересная находка их ожидала в глубине пещеры. На расстоянии почти в 500 м. от входа был обнаружен практически полный скелет пещерной гиены, некогда широко распространенного в Евразии хищника, вымершего около 10 тыс. лет назад, как мамонты, шерстистые носороги, винторогие антилопы, пещерные медведи и другие животные. Это животное около 1 м высотой в холке с очень мощной челюстью, способной перемалывать кости даже самых крупных животных. Скелет гиены из обнаруженных останков был восстановлен местным жителем Владимиром Нимаевичем Табитуевым.

Подобные находки широко известны на территории России и за рубежом. Существуют пещеры, служившие этим животным убежищем в течение тысяч лет. В результате в них скопилось огромное количество остатков их пищи. В Европе существуют пещеры, где добычей гиен были шерстистые носороги, первобытные быки. Похожая на окинскую пещеру существует в Иордании. Она также абсолютно сухая, и в ней найдено целое кладбище гиен с сохранившимися тканями и кожными покровами. На территории Сибири их остатки также широко известны на Алтае. Известна находка кости гиены в Тунке.

Сейчас ученые занялись изучением остатков гиены из пещеры Горомэ. Более детальный анализ позволит выявить её истинные размеры при жизни, определить её пол и генетический аппарат. На сегодняшний день в Санкт-Петербургском государственном университете радиоуглеродным методом был определён её возраст. Он составил 30900 лет, что соответствует каргинскому межледниковью, т.е. гиена жила до последнего оледенения.

В 2014 г. состоялась комплексная экспедиция спелеологов, геолога, палеонтолога и археолога позволившая наметить дальнейшее изучение этой интереснейшей пещеры. Оказалось, что в ней проводились шаманские обряды и сохранились некоторые предметы, назначение которых не известно. Был изучен также химический и минералогический состав пещерных отложений, детальный анализ этих данных сейчас проводится в Институте земной коры (г. Иркутск). Он позволит приоткрыть завесу тайны над происхождением такого уникального природного объекта, как пещера Горомэ.