Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

16.02.2015 14:00 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 13.02.2015 г.

25 лет государственному празднику “Сагаалган”

Автор: Центральная межпоселенческая библиотека

«Когда приходит Белый месяц, мы,

Как предки, можжевельник воскуряем,

Очаг свой очищаем, поздравляем

Друг друга с окончанием зимы.

Обычай сей как символ чистоты...»

Сагаалган — народный праздник, связанный с историко-культурными традициями бурятского народа. В целях сохранения исторических традиций, духовных ценностей и укрепления дружбы между представителями разных народов, проживающих в республике, празднику Сагаалган придан статус государственного. Сагаалган, символизирующий начало нового витка времени, нового годового цикла жизни, в Бурятии официально отмечается двадцать пять лет.

Ученые Доржи Банзаров, Гомбожаб Цыбиков, изучавшие исторические корни Сагаалгана, указывали на древность его истоков. Праздник Белого месяца по восточной астрологии является началом весны, началом очищения и обновления всей природы, в том числе и человека, как части природы. Белый цвет буряты испокон веков считали символом счастья, добра, удачи, мира.

Традиция празднования Нового года по лунному календарю широко распространена в странах Центральной, Южной и Восточной Азии — Китае, Японии, Вьетнаме, Корее и других. До нас дошли описания празднования еще во времена правления Чингисхана. В те далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в день осеннего равноденствия – 22 сентября. В 1267 г. внук Чингисхана Хубилай перенес празднование на февраль – первый весенний месяц по лунному календарю.

В период распространения буддизма в Бурятии Сагаалган был популярным народным праздником, и буддийское духовенство не могло не считаться с этим, включив его в свою религиозно-культовую систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется два аспекта: культовый и народный.

Культовая сторона заключается в том, что в дацанах в течение пятнадцати дней читаются молитвы, священные книги о здоровье и благополучии людей, чтобы Новый год оказался для всех счастливым. 29 числа лунного календаря проводится хурал «Дугжуба», во время которого сжигается «сор» — символ зла и всех людских прегрешений.

Последний день старого года называется «Бүтүү үдэр». В это время люди обычно наводят порядок в жилище, достают новую одежду. Также совершался символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов. Например, ломали кость барана и извлекали из него мозг, открывали непочатую бутылку молочной водки.

Новогодняя пища – прежде всего ритуальная, обрядовая. Ей придавалось магическое значение: она способна содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Блюда готовили довольно редкостные, наиболее желаемые. Отсюда и особые требования к внешнему виду угощений, посуде.

В день Сагаалгана обычно поздравляют своих родителей, старших родственников, преподносят им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

Новогодний этикет приветствия отличается от каждодневного. Приветственный жест «Золголто» выражает идею преемственности поколений: младший протягивает руку ладонями вверх, что означает готовность воспринять от старшего его опыт, знания и мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагает свои, ладонями вниз. Это значит, что младший по возрасту – всегда опора и поддержка старших.

В Новый год принято дарить подарки. Существует веками отработанный ритуал вручения подарка. Даритель должен держать в руках хадаг, поверх хадага на ладонь правой руки или на соединенные ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны были обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Людям, родившимся в год с тем же знаком, что и наступающий год, вручают изготовленную из дерева, пластмассы и т.д. небольшую фигурку соответствующего животного, которая должна храниться в течение года.

К юбилейной дате Сагаалгана в ЦМБ оформлена книжно-журнальная выставка «Буян далай Сагаалган». Здесь вы найдете много интересных, познавательных материалов о традиции и обычаях Белого месяца.

Методические материалы в помощь проведению праздника:

Книги:

Банзаров, Д. Белый месяц. Празднование Нового года у монголов [текст] // Банзаров, Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров; Предисл. В.Ц. Найдакова; Отв. ред. Д.Б. Улымжиев. – 2-е изд. доп. – Улан-Удэ, 1997. – С. 25-28.

Бабуева, В.Д. Сагаалган [текст] // Бабуева, В.Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. пособ. Науч. ред. С.Ш. Чагдуров. – Улан-Удэ, 2004. – С. 202-210.

Документальные повествования поэта С. Ангабаева, ученого Ш.Б. Чимитдоржиева Сагаалган [текст] // Чимитдоржиев, Ш.Б. Кто мы бурят-монголы? История. Культура. Политика. Буряадай түүхэhээ. 3-е изд. – Улан-Удэ, 2012. – С. 83-90. – Библиогр.: С. 90 (9 назв.) и др.

Приглашаем в нашу библиотеку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.