Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

13.10.2015 09:17 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 12.10.2015 г.

О времени и о себе

Автор: Н.Д. САМАЕВА, ветеран труда

Я родилась 18 февраля 1955 года в с. Сорок Окинского района в семье колхозников Сонопова Дыжит Жамбаевича и Мунконовой Дулмы Раднаевны.

Отец мой был хорошим плотником, мастером на все руки — шил шапки, одежду, седельные сумы, плел сети, морды, вырезал фигурки животных, мастерил из серебра украшения, курительные трубки, делал из металла ножи. Работал счетоводом, бригадиром, прорабом, табунщиком. Окончил 2 класса, почерк имел каллиграфический. Всю жизнь тянулся к знаниям, много читал, общался с грамотными людьми. Меня поражала его тяга ко всему новому, его восприятие жизни — светлое, жизнерадостное, полное оптимизма и веры в будущее. Никогда не слышала от него брюзжания, недовольства чем-то или кем-то. По прошествии многих лет меня до сих пор удивляет вот такое «позитивное» по-современному восприятие жизни.

Я в школе училась хорошо, учеба давалась легко, и он по праву гордился мною. Мама моя более сдержанная, немногословная в молодости, трудолюбивая, по словам отца, как вол, работала чабанкой в колхозе «Улан-Ока», истопником и уборщицей в школе, заготавливала дрова, дояркой в колхозе «50 лет Октября». Суровая на вид, она любила меня и приучила с малых лет к сельскому труду — доить коров, ухаживать за скотом, пилить и колоть дрова, готовить, убирать, стирать и т.д. В мое время любой труд был в цене, трудового человека уважали, ценили. Мы, дети, старались обогнать друг друга в трудовых умениях и навыках, всегда негласно соревновались, кто больше умеет и лучше делает. В детстве мы много играли, и игры наши были как бы продолжением труда — ухаживали за скотом, доили коров, заготавливали сено, ездили верхом, сбивали масло, убирались, строились и т.д., и все это из подручных природных материалов — щепки, камешки, глина, трава, прутья и т.д. Для меня мое детство — самое счастливое время в моей жизни. Помню, с каким нетерпением ждала поступления в школу, как бесконечно долго тянулось время – все никак не исполнялось 7 лет. С какой завистью глядела на соседских ребятишек, когда они готовились к школе — шили новую одежду, обувь, примеряли все это, у меня аж дух захватывало, глядя на все эти приготовления. Наконец наступил долгожданный  день – мне исполнилось 7 лет, я готовлюсь к школе: папа привез форму — коричневое платье со множеством складок, великовато намного, но сойдет. Ботинки новые, ленточка розовая, атласная, портфель, все у меня есть для школы. Несмотря на столь долгое ожидание 1 сентября, я все же опоздала в школу на сколько-то дней, не помню, сколько. Мама привезла меня в Сорок, устроила у своих знакомых до открытия интерната, и уехала обратно в Яхошоб – работала дояркой на ячьей ферме, спешила на вечернюю дойку.

Утром пришла в школу, зашла в класс, познакомилась с первой учительницей – Анной Дамбиевной, с одноклассниками – 5 учеников было, со мной стало 6. Они уже успели ознакомиться с начальными буквами и цифрами, и чувствовали свое превосходство надо мной, смеялись и дразнились. Память у меня была хорошая и я быстро  нагнала их. Вот так началась моя учеба в школе. До сих пор вспоминаю с благодарностью своих учителей – Анну Дамбиевну, Ульяну Михеевну, Агнию Абзаевну, Марию Батороевну – учителей начальных классов, преподававших нам в то время. Как мне хотелось быть хоть чуточку похожей на мою первую учительницу Анну Дамбиевну! Какая она красивая была в своем зеленом строгом платье с пышной прической иссиня-черных волос! Какая добрая улыбка светилась на ее лице…

Ульяна Михеевна, всегда строго и аккуратно, со вкусом одетая, всю душу вкладывала в нас — занималась с нами на самоподготовке, следила за развитием всех нас и каждого в отдельности.

Агния Абзаевна – добрая, несколько застенчивая, тихим нежным голосом пела нам, разучивая с нами новую песню.

Виктор Жанчипович, единственный мужчина в начальной школе, с отеческой заботой следил за всем, что окружало нас. Его улыбка, одобрительная и несколько ироничная, толкала нас на новые подвиги в учебе и в школьной жизни. Если писать обо всех своих любимых учителях, то это бесконечно. Всем лучшим в нас мы обязаны им и нашим родителям. Со школьной скамьи нас готовили к взрослой самостоятельной жизни, стремясь раскрыть в каждом ученике его способности и задатки к общественной жизни: октябрятские, пионерские, комсомольские поручения, должности — командир звездочки, звеньевой, председатель пионерского отряда, дружины, комсорг класса, секретарь комсомольской организации школы, шефство над младшими, отстающими и т.д. Вот так, исподволь готовили из нас будущих руководителей разных звеньев. Пролетели школьные годы, оставив  в душе каждого из нас неизгладимый след — мы были готовы ко взрослой, самостоятельной жизни, о которой каждый из нас мечтал и с нетерпением юности ждал. В первый год после школы не смогла поступить в пединститут по конкурсу, выбрала исторический, конкурс большой был. Пришлось возвращаться обратно домой. Стыдно было перед родителями, знакомыми, учителями, вроде училась хорошо и не поступила, значит, провалилась на экзаменах. Таково было мнение всех, в том числе и моих родителей. Нелегко было смириться с этим. Мне предложили работать старшей пионервожатой в нашей школе, где работали в то время все мои учителя – Дамбуев Д.Д., Содномова В.Б., Сагалуева В.А. и др. Поначалу трудно было, сама еще недавняя школьница, робела перед учителями, учащимися. Пришлось преодолеть эти трудности. Прошел учебный год, и я уехала в г. Улан-Удэ поступать в пединститут на филологический факультет, т.к. всегда не хватало учителей – предметников, в особенности русского языка и литературы. В этот раз я поступила. Началась студенческая жизнь – учеба, сессии, общежитие. Кстати, места в общежитии пришлось добиваться 3 месяца. Я благодарна Налханову А.П. –председателю колхоза «50 лет Октября»,  который грамотно, целеустремленно готовил из среды местной молодежи будущих специалистов не только сельского хозяйства, но и образования, здравоохранения, культуры. После 2 курса летом проходила пионерскую практику в лагере в м. Саянтуй недалеко от города. В моем отряде были учащиеся 5-6 классов — городские дети, акселераты, все выше меня. Как же вначале я боялась их, не передать словами. Не знаю почему, но дети отнеслись ко мне хорошо, мы быстро нашли общий язык. Они меня звали Наталья Таджитовна, сколько ни поправляла их. За территорию лагеря без вожатых не выпускали.

Моих ребят тоже, хотя я была с ними, просто не видно было меня среди моих ребят, приходилось каждый раз доказывать свое положение пионервожатой. Обидно и стыдно было, но что поделаешь, ростом не вышла. На 3-м курсе предстояла практика по русскому языку. Волновалась очень, как перед экзаменами, но ничего, прошла нормально, в 65-ой школе в 6 классе. На 4-ом курсе практику по русской литературе проходила в 47-ой школе в 8 классе. Как же переживала, боялась их, словами не выразить. К моему счастью, мои восьмиклассники чувствовали мое состояние и поддержали меня, практика прошла нормально. Окончила учебу, приехала к себе работать, в родной школе. До сих пор помню, как будто это было вчера… Все лето снилось мне, как я вхожу в класс, как встречают меня ученики… Почему-то всегда в снах моих они не слушались меня, бегали, прыгали, шумели, в классе стоял невообразимый гвалт. Просыпалась вся в поту, с учащенным дыханием. Наступило долгожданное и страшное 1-ое сентября. Открытие средней школы… Мы, трое выпускников БГПИ им. Д. Банзарова – я, преподаватель русского языка и литературы, Мандагаев Д.Ж. – преподаватель химии и биологии, Шаростепанова Р.Д. – преподаватель математики. Директором работала Петрова Э.Л., интеллигентная, красивая, добрая женщина, чуткая, психологически грамотная в отношениях с коллективом. Мне дали 8, 7, 6, 4 классы плюс классное руководство в 6 классе. На 1-ом же уроке мои шестиклассники заявили, что классные руководители не держатся у них, быстро меняются, потому что они «такие, шумные», и вы, мол, долго не продержитесь. Действительно,  класс был такой, что держись только, сплошные драчуны, забияки, языкастые, пронырливые, глазастые, ни минуты покоя. Но я дала себе зарок — обуздать и довести их до 10 класса, чего бы это мне ни стоило. И побежали рабочие дни – трудные, не похожие один на другой, непредсказуемые в своей новизне. Конечно, было трудно, особенно мне, местной, которую знали с рождения, вся жизнь которой была как на ладони с ее взлетами и падениями. Чуть споткнешься, и тут же все твои «грехи» и не только твои, но и родителей твоих во стократ накрученные на тебя свалятся. С этой стороны легче работать на стороне, чем у себя, ведь ты для всех незнакомый, новый, интересный человек, тебя не знают ни с хорошей, ни с плохой стороны, ты как новая монета, блестящая, красивая, без изъяна. Как бы там ни было, проработала в школе 10 лет. «Шестиклассников» своих выпустила, была и замдиректором по воспитательной работе. Могу сказать, что мои молодые годы отданы школе, и не жалею об этом, потому что именно она воспитала во мне те черты характера, умений и навыков, которые пригодились впоследствии на новой работе. В 1987 году после окончания учебного года я перешла на другую работу – секретарем Сойотского сельсовета. Председателем тогда работал Шарастепанов А.Л., человек большого опыта партийной, советской работы, мудрый, дальновидный руководитель, человек добрый, по-отечески внимательный к своим подчиненным. С характером вспыльчивым, он быстро отходил, и больше никогда не возвращался к предмету спора, не таил зла и обиды, и эта черта его характера чрезвычайно мне, да и другим нравилась. Помню, как он радовался, когда наш сельсовет занял 1-ое место в районе по делопроизводству… В 1990 году меня избрали председателем сельсовета. Те самые «лихие 90-ые» выпали мне на долю. Было тяжело, денег не хватало, зарплата задерживалась. Было время, когда на месяц на заправку ГСМ выделялась норма — 30 литров бензина, всего на 1,5 поездки в Орлик, а ездить по работе приходилось часто. Люди озлобленные, растерянные, многие впадали в запойное пьянство, чтобы уйти от беспросветной жизни, таким образом выразить свой протест против «новой жизни». Начали торговать спиртом, потому что он был в ходу. Что бы было дальше с нами, если бы вовремя не вмешаться в ситуацию, принять жесткие меры по пресечению происходящего. Руководители всех звеньев, общественность во главе с районным руководством и с главным санитарным врачом Дабаевым Н.Ж. жестко, целенаправленно, грамотно взялись и сумели решить проблему алкоголизации, деградации и сползания в яму. Не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что руководители района – Монголов В.Р. – глава, Шарастепанов Б.Д. – замглавы, Дабаев Н.Ж. – главный санврач, Галсанов А.С. – председатель райСовета, и др. не употребляли спиртное. Знаменательно то обстоятельство, что именно в эти тяжелые времена приехал к нам на малую родину Данзан-Хайбзун багша, поддержал, просветил и помог пережить лихие годы. Благодаря Багши люди обрели веру в себя, в свои силы. Мы обратились к своим истокам- вспомнили, что мы сойоты, имеем свою историю, культуру, традиции и обычаи, не утратили еще навыки традиционного хозяйствования-оленеводства, яководства, охоты, рыбной ловли и т.д., живем на  территории своей прародины — Оке, уникальной по своим природным богатствам, с прекрасной, ни с чем не сравнимой природой, которую знаменитый исследователь Восточных Саян c. Обручев назвал «Тибет в миниатюре», и хрупкой, как драгоценный сосуд с волшебным напитком-аршанами, озерами, реками, и что во что бы то ни стало надо защитить ее, сохранить для своих потомков. С этой целью на сельском сходе жителей с с. Хурга, Сорок, Боксон принято решение создать ассциацию сойотов — общественную организацию по воз-рождению и развитию сойотов, избрать председателем ассоциации на общественных началах Самаеву Н.Д. – председателя сельского Совета. Началась кропотливая работа по возрождению сойотов и признанию их малочисленной народностью РБ, РФ. Была создана районная комиссия по возрождению сойотов во главе  с замглавы  Шарастепановым Б.Д. В состав комиссии входили Тулуев  К.Д. – главный редактор газеты «Аха», Дабаев Н.Ж. – председатель райСовета, Папаев Н.Х., Самаева Н.Д. – председатель сельСовета. Была проведена огромная научно-исследовательская, организационная, просветительская работа, ведь о сойотах не было известно ничего, т.к. они не имели статуса самостоятельной народности. В 30-ых годах сойоты пытались самоопределиться, но в силу того времени ничего из этого не получилось. И то, что спустя многие годы сумели самоопределиться и получить статус — веяние времени, ход истории, и конечно же, огромная воля и целенаправленная работа руководства всех уровней, начиная с сельского и районного, республиканского и российского, ученых Рассадина В.И. – доктора филологических наук, профессора, Павлинской Л.Р. – этнографа. Неоспорима заслуга руководителей района Монголова В.Р., Шарастепанова Б.Д., Дабаева Н.Ж., Галсанова А.С., Тулуева К.Д. – редактора газеты «Аха», Галсановой В.А. – зав.отделом культуры, Папаева Н.Х., депутатов Народного Хурала Наханцакова Д.Д., Самаева Ф.С. (Данзан-Хайбзун Багши)  и многих других, которые дружной командой работали и сумели решить данный вопрос. Сегодня, по истечении времени, наблюдается некоторая тенденция «перетягивания одеяла на себя», т.е. дележа заслуг, но все это не нужно и не важно. Главное и ценное – результат налицо. Дальше предстоит не менее трудная работа по возрождению, сохранению и развитию сойотов, языка, культуры, обычаев и традиции, территории и природных богатств, таящихся в ней. Нужно взрастить из своих окинских ребят ученых- историков, филологов, культурологов, этнографов, ведь они являются носителями генетической памяти своих предков-сойотов, им, родившимся и выросшим в родной среде, впитавшим с молоком матери обычаи, традиции, культуру окинцев, им легче понять, почувствовать и донести верно правду о сойотах-окинцах. Нужно создать телепрограмму сойотов на БГТРК для ознакомления широкой общественности республики с сойотами, Окой, культурой, историей, традицией, хозяйствованием и т.д. Немаловажную роль для нас, окинцев, играет своевременное и целенаправленное освещение текущей работы администрации, ассоциации, управления культуры, образования и др. в этом направлении. В ноябре 2014 года исполнилось 75 лет нашему большому другу, ученому с мировым именем Рассадину В.И., который сумел воссоздать сойотский язык на материалах полевой экспедиции 70-х годов, тем самым сказал решительное «Да, есть такой народ-сойоты, и они имеют право на признание». Об этом и многом другом нужно писать в нашей газете «Аха», чтобы люди, в первую очередь дети наши читали и знали об этом. Ведь и я, человек далеко не посторонний в этом вопросе, только догадываюсь о той большой работе, которая делается по данному вопросу. За годы работы в муниципальной должности мне пришлось общаться с людьми разных социальных слоев, на ходу  учиться  многому — заново психологии, социологии, философии, религии, и в одном я уверена – отношение людей к тебе прямо пропорционально твоему к ним отношению. И отсюда вывод — хочешь, чтоб люди уважали тебя, научись сам уважать их. Да, нелегко было нам всем, особенно женщинам, работать на руководящих должностях, ведь именно женщины – главы СП «Саянское» Галсанова Н.Н., СП «Бурунгольское» Будаева Т.Д., СП «Сойотское» Самаева Н.Д., заврайоно Гомбоева Л.Ш., отдела культуры Галсанова В.А., отдела соцзащиты Огзонова Д.С., гл. врач Самаева З.С., директора школ и детских садов и многие другие несли на своих плечах основную тяжесть социальной работы того периода.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.