Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

21.07.2014 13:55 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 25.07.2014 г.

История зарождения села Орлик

Автор: З.Н. САМБЯЛОВА, учитель начальных классов Орликской СОШ

Актуальность данной темы обусловлена возникшим интересом молодого поколения к истории и традициям своего народа. Необходимо привлечь внимание к каждодневной кропотливой работе краеведов, которые собирают материалы об истории родного края.

Цель: расширить знания об истории родного края на основе собранного материала, систематизировать собранные материалы для обзорной экскурсии по селу Орлик и передать их в школьный историко-краеведческий музей.

Методами  исследования стали:

запись воспоминаний местных краеведов:  Тулуева Клима Дашеевича, Дыржинова Андрея Жанчиповича во время встреч с ними; запись воспоминаний родственников и знакомых краеведов Шарастепанова Даша Базаровича, Галсанова Владимира Доржиевича; знакомство с краеведческой литературой, с произведениями Дугарова Баира Лопсоновича, Цыремпилун Евгении Доржиевны; изучение архивов районного историко-краеведческого музея, местной печати; посещение  «Музейно-выставочного центра», ознакомление с экспозицией и архивами; подготовка компьютерной презентации работы; знакомство учеников школы с содержанием работы; анализ и обобщение собранного материала.

Источниковую базу составили топонимы Окинского плоскогорья. Для  их изучения, интерпретации были использованы факты и сведения, содержащиеся в трудах историков, этнографов, краеведов, археологов.

Для познания бурятской топонимики полезно изучить работы В.А. Казакевича "Современная монгольская топонимика" и Э.М. Мурзаева "Система монгольских географических названий и их чтение". В "Словаре местных географических терминов" Э.В. Мурзаевых содержится много сибирских народных терминов, перешедших в собственные географические названия. Пользование этим "Словарем" позволяет раскрыть семантику составных частей сложных нерусских названий.

С отдельными небольшими статьями по топонимике местного края выступали краеведы Оки: Дугаров С.Г., Тулуев К.Д., Дыржинов А.Ж., профессор Иркутского университета Б.Э. Петри и другие.

Знакомство с историей села способствует формированию образного мышления, эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего села,  к людям.

С 1927 года с. Орлик стал административным и культурным центром Окинского хошуна Тункинского аймака БМАССР (Бурят-монгольской автономной советской социалистической республики). Привожу постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 30.05.1927 1927 года: «… Центр Окинского хошуна Тункинского аймака БМАССР перенести из селения Окинский караул в селение Орлик» (НАРБ. ФР. 457. Оп. 1.д.154. л.13.)

В селении Окинский караул работало за все эти годы все хошунское руководство (управы), проводились земские собрания, были построены православная церковь, миссионерская школа и т.д.

Вопросы строительства нового центра хошуна вызвали живой интерес у населения. Представители жителей селений и улусов Хан-Модона, Батогола, Хончена, Ильчира, Гаргана, Боксона, Дэби и Сорока выдвинули предложение: строить центр в середине хошуна, чтобы расстояния от центра были равноудаленными до нижнего и верхнего кустов хошуна. В течение 1925 года проводились собрания жителей селений и улусов, на которых широко обсуждались эти вопросы.

Жители нижнего куста желали видеть центр в местности Хэрээсын тала. Они доказывали, что здесь есть возможность развернуть строительство большого современного поселка и в будущем, возможно, станет он небольшим городом – центром  промышленно развитого Окинского края. В конце концов выбрали селение Орлик, который находится почти в середине хошуна.

16 января 1926 года исполком Тункинского аймачного Совета депутатов трудящихся одобрил выводы районной комиссии по выбору места строительства центра Окинского хошуна и отправил ходатайство о переносе центра Окинского хошуна из селения Окинский караул в селение Орлик в БУРЦИК и ВЦИК РСФСР (Окинский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.42. Л.15).

К этому времени в Орлике проживала семья Комисарова, более известного под именем Бага Хубрак, в районе Устья р.Орлик. Ему принадлежали  сенокосные угодья и пастбища. У него было хозяйство среднего достатка, разводил крупный рогатый скот до 70 голов, овец – до 50 голов, лошадей – до 20 голов.  Большую  часть территории нынешнего Орлика занимал  лес, росли кустарники.

С января 2006 года Орликская сомонная администрация была преобразована в муниципальное образование, сельское поселение «Орликское». Возглавлял его Найдаков Жамсо Лопсонович, всенародно избранный глава муниципального образования.

Население поселения на 01 января 2011 года составило  2791 человек. Трудоспособного 1615 человек, пенсионеров  305человек, в том числе пенсионеров по старости -244, 780 детей . В школах поселения обучается 506 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитывается 159 детей. В отличие от поселений центральных районов Бурятии в поселении традиционно положительный естественный прирост. По этому показателю на 1000 населения на протяжении последних лет поселение занимает 1 место в Республике.

У населения имеется 1512 голов крупного рогатого скота, 89 голов овец, лошадей 129 голов.

Село Орлик расположено в долине р. Ока, с северной стороны протекает р.Орлик, которая берет начало в горах Зун Сагаан Бэлшэр и впадает в реку Ока, а с южной стороны протекает р. Жахна. Она берет начало в горах верховья Жахны и впадает в реку Ока, а с южной стороны протекает р. Жахна. Она берет начало в горах верховья Жахны и впадает также в р. Ока. С востока и запада окаймляют село горы Жахны и Шалзыка. До столицы республики от с. Орлик 760 км., до села Монды Тункинского района – 156 км., здесь автомобильная дорога Орлик-Монды выходит на магистральную асфальтированную автодорогу Турту – Култук.  

По одной из версий топоним Ока является самодийским названием, по-сойотски Ок-хем (бур.Аха,рус.-Ока) — большая быстрая (как стрела) река. Долина реки Оки (Аха) является малой родиной или тоонто нютаг эпического героя Гэсэра, сына Хан-Хурмас Тэнгрия.  Восточнее с. Орлик находится гора  Зун-Ара-Хада, поросшая лесом. По преданию, на этой горе лежат стремена Гэсэра.

О топониме Орлик. Переход гидронимов в названия населенных пунктов или других географических объектов не очень характерен. Это, очевидно, объясняется кочевым образом, отсутствием в прошлом постоянных, с устойчивым названием пунктов. По версии местного краеведа К.Д.Тулуева, Орлик – произошло от слова «орлих», т.е  по характеру течения и шумного журчанья реки, это слово означает «бурливая», «клокотанье». Даже наш земляк и поэт Баир Дугаров в своем стихотворении «Орлик» описывает об этом:

«Кто-то нежно  его так назвал

С клокотаньем орлиным в горле.

Затерявшись в просторах скал,

ты для  мира невидим, Орлик.

И зачем меня тянет сюда

заплутавшая в хвое звезда?...»

 Климат долин рек отличается от климата плоскогорья  и горных массивов. В пониженных частях рельефа колебание температур более значительно, чем в повышенных. Количество осадков в поселении недостаточно и колеблется в зависимости от рельефа. Выпадают осадки крайне неравномерно и приурочены главным образом к летним месяцам.

Несмотря на незначительное количество осадков, почвы увлажнены избыточно. Это объясняется тем, что инфильтрация воды в грунт препятствует вечная мерзлота. Вечная мерзлота распространена почти по всему Окинскому району. Причинами ее сохранения являются суровый климат, отсутствие и неравномерность снегового покрова. На высоких горах и в глубоких ущельях снег часто лежит круглый год, а на плоскогорье снеговой покров зимой почти отсутствует.

Резко расчлененный рельеф с колебанием высот от 700 до 3400 метров над уровнем моря и  разнообразные климатические условия не могут не повлиять на характер растительных сообществ. Ока – родина редких в наше время животных, как сибирский козерог, до 50-х годов обитал и архар.

Окинский район абсолютно непригоден для земледелия. Состав почв, вечная мерзлота, короткий летний теплый сезон не позволяют выращивать здесь зерновые культуры, заниматься овощеводством и садоводством.

История культурно-просветительских сельских учреждений в Оке

В 20-е годы в условиях глухой тайги и сплошной безграмотности в нашем районе возникает сеть культурно-просветительских сельских учреждений, изб-читален, красных юрт и клубов. Основной их задачей в те годы была ликвидация неграмотности и просветительская работа. Под  помещения тогда использовались жилые дома. И здесь ставили небольшие пьесы, пели песни, исполняли акробатические номера, проводили политбеседы по текущим вопросам внутренней и внешней политики государства и партии.

В марте 1928 года в с. Орлик открывается красная юрта. В том же году в Оке возникли отряды культармейцев, комсомольцы начали массовый поход за повышение культурного уровня.

В 1925 году в с. Орлик образована Окинская застава Пограничной охраны, строятся штаб, казарма, столовая с хлебопекарней, склады и большой конный двор, а также квартиры для офицеров.

В 1930-е годы бурное развитие получает строительство в селе. Широко велось жилищное строительство. В эти годы построены здания Окинского отделения Интегралсоюза, конторы Окинского хошПО (хошунское потребительское общество), продовольственные, промтоварные склады и конный двор. В 1938 году сдано в эксплуатацию двухэтажное здание хошисполкома и хошкома партии.

С начала 1930-х годов из Жэлгэна перевезли в с. Орлик много жилых домов, здания самого дацана и дуганов, которые были приспособлены под клуб, отделение связи и радиостанции, отделения Госбанка, родильный дом и т.д. 

Народное образование. В октябре 1933 года в хошунском центре Орлик начинает свою работу школа крестьянской молодежи (ШКМ – семилетняя школа) в новом здании, построенном по типовому проекту. Еще в 1927 году первоклассники села Орлик пошли учиться в первый класс в приспособленном для занятий доме. Открытие Орликской школы явилось событием огромного значения в культурной и экономической жизни Окинского хошуна. В этой школе учились дети скотоводов всех 14 ( в то время) колхозов.

После войны Орликская семилетняя школа была реорганизована в среднюю, а через год, в 1947-м выпустила своих первых выпускников. Их было пятеро: Аюшинов Ю.С., Дугарова Л.И., Байминова В.А., Мархаева Т.А. и Федорова В.В.

До середины 70-х годов в районе работала только одна  средняя школа – Орликская. В развитие и укрепление учебно-материальной базы Орликской средней школы и школьного образования в районе внесли большой вклад директора: Капралов Иван Петрович, Зангеев Василий Протасович, Бардаханов Андрей Вахрушкинович, Базаров Бадма Жалсанович, Лыгденов Дондок Дашеевич, Галсанова Мария Пурбуевна, Наханцакова Людмила Гармаевна, Шарастепанов Баир Дашеевич и многие другие.

В 1978 году с введением в эксплуатацию нового корпуса Орликской средней школы школы  и переходом на односменные занятия активизируется творческий поиск новых эффективных форм и методов учебно-воспитательной работы, изучается и апробируется передовой опыт учителей республики и страны.

1981 год – открыта ДЮСШ (Детская юношеская спортивная школа). Юные спортсмены успешно выступают на республиканских и зональных соревнованиях.

Здравоохранение. В 1934 году сдана в эксплуатацию Орликская амбулатория с родильным отделением.

По архивным данным в 1940-1950 годах работали 2 врача и 15 средних медицинских работников.

В 50-е годы вступило в эксплуатацию новое здание районной больницы на 25 коек в с. Орлик.

В 90-е годы строится хирургический корпус в с. Орлик, открыта детская поликлиника, поступает много новой современной аппаратуры лечебного и диагностического назначения.

Сегодня в районе работает больница в с. Орлик на 67 коек, она включает в себя 9 отделений: терапевтическое (7 палат, 18 коек), хирургическое (3 палаты, 10 коек), педиатрическое (4 палаты 15 коек), реанимационное (1 палата, 2 койки), дермато-венерическое (1 палата, 2 койки), отделение патологии и беременности (1 палата, 2 койки). В с. Орлик работают взрослая и детская поликлиники с рентген-кабинетом и кабинетом физиотерапии, а также стоматологическая поликлиника, женская консультация и амбулатория. В районе работает 21 врач.

История развития учреждений культуры. Рост культсети приходится на 30-е годы. В октябре 1933 года впервые показали кинокартину в Орлике. По рассказам старейшего советского работника, ветерана КПСС Никифорова Биликто Балдановича, «…Кино решили демонстрировать в Красной юрте, где от силы размещалось 50 человек. В Орлике тогда в связи с увеличением населения, открытием Орликской семилетней школы крестьянской молодежи кинофильмы показывали в только что сданном в эксплуатацию здании. Народу собралось много, жители села и учащиеся из колхозов хошуна. В последний момент было принято решение провести демонстрацию фильма в актовом зале школы. Из организации принесли стулья, скамейки и вынесли ученические парты из классов в зал. Тогда кинокартину показывали  только вечером, когда стемнеет. Зал был переполнен, люди стояли вдоль стен, на проходе, даже на улице в окна смотрели кино. На сцене школы — белое полотно – экран, у входной двери школы установили движок – «динамик» и там же недалеко поставили кинопроектор. Киномехаником тогда работал Хаптагаев Доржо Сыренович, окончивший  курсы. Руками крутили этот движок по очереди. Кино тогда было немым, без звука. Все разговоры героев показывались на экране».

В с. Орлик клуб работал неплохо. В начале 30-х годов он находился в здании православной церкви, привезенной из с. Окинский караул, а с 1935 года – в главном здании Жэлгэнского дацана, тоже привезенного из Жэлгэна. В боковом помещении находилась библиотека. Молодежь села активно принимала участие в культурно-просветительской работе. Были замечательные певцы, чтецы, артисты, участвовавшие в постановках пьес. В те годы часто и охотно ставили различные пьесы. Проводились лекции, беседы и другие мероприятия. 

В 1938-1941 гг. в с. Орлик проведено радио, жители стали слушать радиопередачи из Улан-Удэ и Всесоюзного радио.

26 мая 1940 года с. Орлик – административный и культурный центр Окинского аймака БМАССР.

40-50-е годы, особенно послевоенное время, — это годы бурного роста учреждений культуры и оживления всей культурно-массовой работы.

В далёком 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, принимается решение Бюро Бурят-Монгольского Обкома ВКП(б) об издании газеты «Красные Саяны» в отдаленном труднодоступном Окинском районе БМАССР. Это стало огромным событием в политической жизни Окинского аймака и сыграло большую роль в культурной жизни окинцев. Первый номер газеты «Красные Саяны» вышел 13 июля 1944 года.  В печать подписал Даши Сыденович  Тулуев, член ВКП (б) с 1925 года.  

Широко развертывается библиотечное дело. В с. Орлик в 1946 году открывается районная библиотека.

В 60-е годы выделяются средства на строительство зданий сельских Домов культуры. В 1967 году в с. Орлик было сдано в эксплуатацию   новое светлое просторное здание   районного Дома культуры на 250 посадочных мест в зале, с комнатами для проведения репетиций. Открывается в  с. Орлик детская музыкальная школа, организован народный театр (1970 г.), который был в районном Доме культуры на основе драматического кружка. Мастерство и талант артистов народного театра оценили на отлично не только зрители нашего окинского района, но и Тунки, Улан-Удэ, Закамны, Баргузинского, Селенгинского и других районов республики. Театр на гастроли выезжал в Монголию, в г. Мурэн.

В 80-е годы прошлого века происходит дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Ведется строительство жилья для работников культуры. В 1977 году библиотеки района объединены в единую централизованную систему, что дало возможность осуществлять единое методическое руководство, укрепить штаты библиотек, создать новые специализированные отделы в районной библиотеке.

В конце 80-х годов строится новое здание Окинского краеведческого музея, а в 90-х годах он распахнул свои двери. С огромной помощью жителей Оки был создан первоначальный фонд, ставший основой нынешнего музея.

Заслуженным уважением в районе пользуются многие работники культуры. Среди них Тамара Шагжеевна Пронтеева, Ольга Жамсаевна Жамбалова, Ольга Бандыновна Балданова, Людмила Анцифировна Банеева, Зинаида Базаровна Мунконова, Валентина Алексеевна Галсанова удостоена высокого звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».  Она    отдала много сил и энергии развитию культуры в районе, с 1983 по 2003 год бессменно руководила отделом культуры, внесла большой вклад в развитие и укрепление культурных учреждений Окинского района.

Районные предприятия

В 1986 году был образован кооператив «Ока», председателем которого стал  Халматов  К.Т.  Ныне он руководит этим предприятием. В основном силами этого коллектива была построена автомобильная дорога Монды — Орлик. В 1986 – 1993 годы кооператив  в  с. Орлик  построил свою базу: гараж, столовую,  общежитие, баню и т.д.  Кроме того, построено более десятка двухквартирных домов  в с. Орлик, база ПМТС и много других объектов.

В 80-х годах в районе было создано предприятие материально-технического снабжения. Были построены  гараж на 10 автомашин, контора, склады. Работало более 30 большегрузных автомашин высокой проходимости. Все машины были задействованы на перевозку грузов из  с. Монды в колхозы, а также со ст. Култук, возили грузы внутри района по заказам колхозов, предприятий и организаций. Более 50 человек работало на этом предприятии.

В 1951 году в с. Орлик расчищена площадка от кустарников и пней и был оборудован аэродром для принятия самолетов ПО-2 и АН-2. С тех пор регулярно летали самолеты – до 1992 года.

В 1970 году был построен аэропорт «Ока» в местности Сэнсын Тала. Здесь принимали большие самолеты Ли-2 , ИЛ-14, позже АН-24. Авиалинии связывали с. Орлик со столицей республики. В аэропортах «Орлик»  и «Ока» принимали пассажирские и грузовые самолёты, самолеты санитарной авиации.

В селе Орлик с 1976 года работал ремонтно-строительный участок. Он занимался строительством  жилых домов, объектов культурно-бытового назначения. Работало на этом предприятии более 100 человек: строители, водители и работники других строительных специальностей. Особенно много жилых домов и объектов было построено в 70-80-е годы. Так, например, двухэтажное здание райкома партии, двухэтажные жилые дома и другие крупные здания.

После приватизации основных объектов Окинского РСУ было создано малое предприятии, руководимое Цыремпилом  Субановичем  Галсановым. Предприятие  занимается в основном строительством. Силами этого предприятия  в с. Орлик построены спортивный зал и другие объекты.

Швейный, сапожно-обувной  цехи имелись в Доме быта в с. Орлик, который открылся в 60-х годах. А также население имело возможность отдать в ремонт  бытовую технику: радиоприемники, телевизоры, холодильники и т.д. В этих целях работали специалисты, прошедшие специальную подготовку и обучение на ведущих предприятиях бытового обслуживания республики. В 60-80-х годах руководителям этого предприятия бытового обслуживания работали Д.Л Манханов, Н.Н Галсанова, Вл.Н. Самбялов и другие. В начале  90-х годов Дом быта был закрыт, его здание было приватизировали.  

За послевоенные годы село расширилось в границах, появились новые жилые массивы в районах Узур Сарам, аэропорта, Зун губоо, бывшей сельхозтехники, РСУ.

В 1970-1980 годы сдавали в эксплуатацию более 30-40 квартир ежегодно.

1977 г. – было построено новое здание Орликской средней школы, новый детсад и ясли, спортзал.

В 1984 г. – новое 2-х этажное здание райкома партии (ныне администрация МО «Окинский район»).

Исторические памятники буддийской культуры в Оке. На Окинскую землю буддизм проник в конце XIX века и окончательно укоренился среди окинцев со строительством Жэлгэнского дацана в начале XX века. Одними из первых  лам в Оке,  были три ламы с титулом «гэлэн»: Ендон Гэлэн, Чимит Гэлэн из рода Бадрахиевых (ныне Патархеевых ) и Агван Гэлэн Дорохинов – эмшэ лама. В те  годы впервые  Оку посетили монгольско-тибетские ламы, которые совершили  обряд освящения местности Монголжон, именно местность Тамгата, во главе  Хуухэн Хутагта Римпоче. До сегодняшнего дня сохранилась мантра «Ом мани падмэ хум» и знаки-пиктографы, представляющие собой знаки  типа  ракетки,  размером 40 см.Ч 50 см. С пиктографами Монголжона связано пребывание на окинской земле ламы Гэнэн- Худакта. Об этом упоминает в своих трудах известный знаток истории и этнографии Восточной Сибири конца XIX в. М.Н.Хангалов. Местность Жэлгын в Оке также знаменита своей историей. Здесь по инициативе местных жителей был сооружен дацан. Сюда съезжались паломники со всех концов Азиатского континента. Службу несли более 20 профессоров и 70 лам. Авторитет дацана позволял иметь свою духовную семинарию и успешно вести подготовку молодых служителей культа. В конце XIX века Оку посетил духовный настоятель Далай-ламы 13-го Агван Доржиев. Во время пребывания в Оке Агван Доржиев объяснял суть происходящих событий в России.

 Окинский дацан «Пунцогнамдоллинг» — это самый высокогорный из российских буддийских храмов, расположенный  чуть западнее горы Мунко-Саридак- высочайшей вершины Саян. Как правопреемник исторического Жэлгинского дацана он продолжает традиции северного буддизма. Настоятелем дацана в настоящее время служит Норбу лама Аюшеев. В 2003 году местные жители оказали ему особое доверие, избрав депутатом районного совета. Восстановление буддийского дацана началось в 1990 году, когда после учебы в Индии вернулся в родные края лама Данзан-Хайбзун Самаев. Он и организовал его строительство, но уже на новом месте, вблизи районного центра- села Орлик. И здесь, как на Аршане, одним из дуганов (небольшое молельное здание) служит старый дом, построенный в начале прошлого века для высокочтимого в этих местах Агвана Доржиева. Цанид-хамбо любил этот горный район, напоминающий Тибет в миниатюре, и часто бывал в Оке. В 1990 году наш край посетил досточтимый Камтрул Ринбоче, министр культуры правительства Далай- ламы. Благодаря ему Окинский дацан обрел новое название «Пунцогнамдоллинг» . А два года спустя его путь повторил настоятель монастыря гоман Лопсан- Тенба из Южной Индии. Высокий гость, как отмечает Данзан-Хайбзун Самаев, был в восторге от природы и гостеприимства местных жителей. Что интересно, недалеко от Окинского дацана находится пещера, которую еще около 100 лет назад буддийские монахи использовали для медитаций. Эту традицию продолжают служители современного Окинского дацана. Они следят за порядком в пещере, где царят тишина и мрак, и периодически уединяются в ней, проводя сеансы глубокой медитации. В ведении служителей Окинского дацана находятся и знаменитые Шумакские источники, известные далеко за пределами Бурятии своей целебной силой. Местные эмчи-ламы(лекари дацанов)  разработали свой уникальный метод определения полезной силы минеральных  источников. Каждый из аршанов еще до прихода советской власти они снабдили объяснительной надписью — от каких болезней пить, как принимать ванны и в каких количествах. Практиковали эмчи-ламы  и индивидуальные приёмы больных. В свое время врачеватель Агванг гэлонг имел здесь специальную клинику, где успешно применял методы тибетской и народной медицины для лечения людей с ослабленным здоровьем.

2011 год/

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.