Меню
16+

Газета «Аха», издается с 13 июля 1944 года

27.08.2014 17:55 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 22.08.2014 г.

Сергей Обручев — исследователь Сибири

Автор: Арсалана Сыренова, научный руководитель З.Н. Самбялова

С улицы Обручева берет свое начало районный центр, и она же является самой длинной по протяженности улицей

У каждого человека есть своя малая родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края.

Знакомство с историей села позволяет формировать образное мышление, эмоциональное восприятие окружающего мира, развитие духовности, воспитание уважения к традициям прошлого своего села, к людям.

Я живу в селе Орлик по улице Обручева. По работе над проектом «История названия улиц нашего села» мне дали задание изучить историю названия улицы имени Обручева.

Мною было проведено анкетирование среди жителей села, проживающих на нашей улице.

90% опрашиваемых  жителей не знают историю названия нашей улицы. Разве это не основание говорить об актуальности темы? Многие знают, кто такой Обручев, но не знают почему именно дали его имя нашей улице.

Обручев Сергей Владимирович родился в Иркутске. Один из трёх сыновей знаменитого путешественника и исследователя Владимира Афанасьевича Обручева, автора романов «Земля Санникова» и «Плутония», и Елизаветы Исаакиевны Лурье. С 14 лет принимал участие в экспедициях отца, а в 21 год провёл самостоятельную экспедицию, посвящённую геологической съёмке окрестностей Боржоми.

Окончил Томское реальное училище, а затем физико-математический факультет Московского университета (1915). По окончании был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года отправился в экспедицию в район среднего течения реки Ангары. Работая в Геологическом комитете ВСНХ СССР (1917-1929), проводил геологические исследования на Среднесибирском плоскогорье в бассейне реки Енисей, выделил Тунгусский каменноугольный бассейн и дал его описание.

Студент Обручев, уже имевший за плечами немалый опыт геологических экспедиций, прошедший отцовскую школу, со второго курса вступил на самостоятельный путь работы геолога, был в Закавказье, на Алтае, в Крыму, в Подмосковье и других местах России, но все это были кратковременные и не связанные друг с другом эпизоды. В 1917 году С. В. Обручев становится сотрудником старейшего центра по изучению недр России — Геологического комитета. Его направляют с большим и сложным заданием в Восточную Сибирь на почти не исследованное Среднесибирское плоскогорье. В год Великой Октябрьской социалистической революции начался главный этап в творческой биографии С.В. Обручева, прославивший его сибирский период путешествий и открытий.

Несколько полевых сезонов в самые первые годы Советской власти С. В. Обручев проводит со своим маленьким отрядом в Восточной Сибири, в лодочных и пеших маршрутах по Ангаре, Енисею, Нижней Тунгуске, Подкаменной Тунгуске, Курейке и другим рекам, охватывая, таким образом, своими исследованиями огромную площадь. Вместе с тем, отдавая Восточной Сибири большую часть своих сил и времени, он успевает принять участие в плавании на Шпицберген в составе океанографической экспедиции как начальник геолого-поискового отряда.

Закончив обработку материалов по Среднесибирскому плоскогорью (как увидим ниже, исключительно ценных), С.В. Обручев в 1926 году отправляется в новую далекую экспедицию — в Якутию. Перед ним еще мало известная страна, практически огромное «белое пятно». Ясно, что в первоначальные планы экспедиции на месте вносятся неизбежные изменения. Вместе со своим спутником — геодезистом-картографом К.А. Салищевым (ныне профессор МГУ) и другими сотрудниками С.В. Обручев преодолел великие трудности и сделал важные открытия. Обручев и Салищев на утлых лодочках спустились на значительное расстояние вниз по Индигирке. Это были места, где не ступала нога исследователя. Никто из геологов и географов никогда еще не видел Индигирку в верхнем течении. Сама местность оказалась совсем не такой, как это следовало из разных слухов и рассказов.

Огромный запас собранных материалов обрабатывался в следующем году. Обручеву не терпелось продолжить исследования на Сибирском Севере, но новую экспедицию на Индигирку и Колыму удалось организовать только в 1929 году. Якутская экспедиция работала два года с одной зимовкой в Среднеколымске и только к осени на пароходе «Колыма», с огромным трудом пробившемся через полярные льды, вернулась во Владивосток.

Опыт прежних экспедиций убедил Обручева в том, что освоение просторов советской Арктики может быть ускорено только с помощью самолетов. Его мысли нашли поддержку во Всесоюзном арктическом институте, где Обручев возглавлял геологический отдел. Была организована Чукотская лётная экспедиция — первая в истории по средствам передвижения, приемам работы, целям и задачам. Снова вместе с Салищевым Обручев провел два сезона на северо-востоке СССР. Чукотская экспедиция вошла в историю освоения советского Севера, изучения географии полярных стран, а также в историю нашей полярной авиации как одна из наиболее значительных и плодотворных.

В 1926-1935 гг. изучал почти неизвестные районы северо-востока СССР — бассейны рек Индигирки и Колымы (в результате чего была установлена их золотоносность), Чукотский округ. Разработфал схемы орографии, геоморфологии, тектонического и геологического строения северо-восточной Азии. В ходе Индигирской экспедиции Геолкома ВСНХ СССР (1926 г.) предложил объединить горные сооружения среднего течения Индигирки и Колымы под названием хребта Черского.

В 1929-1932 гг. работал в Якутской комиссии АН СССР, в 1932-1941 гг. — во Всесоюзном арктическом институте, в 1941-1950 гг. — в Институте геологических наук АН СССР.

В 1937-1954 изучал хребты Восточных Саян, Хамар-Дабан и северо-восточную Туву. Проводил также исследования по геологии и геоморфологии других районов СССР.

С 1950 года и до конца своих дней работал в Лаборатории геологии докембрия АН СССР, с 1963 года — её директор.

Автор ряда научно-популярных книг, в том числе: «В неведомых горах Якутии» (1928), «На „Персее“ по полярным морям» (1929), «Колымская землица» (1933), «На самолете в Восточной Арктике» (1934), «В неизведанные края» (1954), «По горам и тундрам Чукотки» (1957), «В сердце Азии» 1965) и др., а также литературоведческого исследования «Над тетрадями Лермонтова» (1965). Составил «Справочник путешественника и краеведа» в 2-х томах (1949-1950).

Сергей Владимирович был первым советским исследователем природы восточных районов Тувинской республики. В начале лета 1945 года маленький караван экспедиции С.В. Обручева уже пробирался горными тропами на восток республики. Большую помощь экспедиции оказывали местные охотники-проводники.

Об одном из них, Дымбрын Ардановиче Мунконове, отзывался Сергей Владимирович особенно тепло. Саянским Дерсу Узала прозвали земляки и журналисты Дымбрена Мунконова, проводника профессора Сергея Владимировича Обручева.

Экспедицией С.В. Обручева было детально изучено геологическое строение территории восточной Тувы. Его исследования показали, что  геологическое строение и рельеф Восточной Тувы тесно связаны с областью Восточного Саяна. Работы экспедиции получили  высокое признание, все участники  награждены премиями и подарками. В начале лета 1945 года маленький караван экспедиции С.В. Обручева уже пробирался горными тропами на восток республики.

Научные заслуги Сергея Владимировича, его огромный вклад в науку и культуру нашего народа высоко оценены в нашей стране: в 1946 году он стал Лауреатом Государственной премии, а в 1953 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», а также медалями.

С.В. Обручев прожил большую жизнь, полную труда, смелых и неустанных поисков. Он сделал одно за другим по крайней мере четыре важных геологических открытия, и каждого из них было достаточно, чтобы принести ему широкую известность.

Когда Сергей Владимирович приступал к своим самостоятельным исследованиям, перед ним лежали действительно не изведанные края, и каждый его маршрут был дорогой пионера, каждое новое наблюдение, описание, находка становились бесценными уже в силу своей новизны. Они несли исследователю известность и особое уважение научных кругов. Но невянущие лавры научного приоритета никогда и никому не давались даром — ни в эпоху Великих географических открытий, когда открывались целые новые материки, ни в новое время, когда открывались последние великие горные хребты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.